Откуда взять стартапы, если нет бизнес-идеи?
Стартапы, инновации, инвестиции…
Еще чуть-чуть, и эти слова окончательно станут ругательными… Все, кому не лень, их к месту, и не к месту упоминают.
Так откуда же появятся стартапы?
В России до сих пор не сформировалась культура предпринимательства.
Ни в школе, ни в вузе – этому не учат. А если и учат, то, скорее, расчетам бизнес-плана, техникам маркетинга. Это нужные умения. Необходимые, но… не достаточные.
В чем риски неверных расчетов бизнес-плана или неправильных маркетинговых гипотез? Никаких. Если проект так и остался на этапе планирования. Так устроена наша система образования.
Что такое Дипломный проект? Всего лишь план. И минимум ответственности.Нет этапа реализации! Даже минимального. Нет действий! Даже элементарных. Например: собрать команду, договориться с инвесторами (спонсорами), поговорить с клиентами.Вот и получаем «предпринимателей-теоретиков», для которых и дальше предусмотрена «подстилка из соломки». Гранты, бесплатное обучение, инкубаторы и акселераторы. Чем они хороши? Помогают методиками и деньгами.
А как только деньги заканчиваются?
Правильно… Стартап умирает. По статистике, 9 из 10 страртапов не жизнеспособны.Почему? Основатели не рассчитывают на свои силы, а опираются на привлеченные ресурсы.Тепличные условия и гарантированное вознаграждение – враги предпринимательства.
Откуда взять бизнес-идеи?
Как научить? Как получить собственный опыт, и набить свои шишки?
Очень просто.Начать делать проекты! Пускай, это будут простые проекты, например, из разряда социального предпринимательства. Не требующие серьезного знания предметной области. Но критичные к потребностям заказчика и потребителей, вовлечению участников и развитию организаторских способностей.Это очевидный, но непростой путь.
Что он дает?
Поиск и обсуждение идей, тестирование гипотез, вовлечение организаторов, привлечение участников. Развитие навыка взаимодействия с клиентом. Традиционно, учат классике управления проектами – PMBoK. Это технологии каскадного проектирования, в которых упор делается на четкую последовательность этапов: инициация, планирование, реализация, контроль, завершение. Предполагается, что все этапы выполняются последовательно. Менеджер проекта ставит цели, координирует, отвечает за конечный результат. Переходит на следующий этап по окончании предыдущего. На этапе реализации фиксирует отклонения от плана и корректирует.
Ничего не напоминает?
Классическое плановое хозяйство, управление по отклонениям. Когда используется? В случае известного результата. А при чем тут инновации? Правильно. Ни при чем.Кстати, технологиям проектного управления начали массово обучать чиновников. Называется, спохватились. Это нужно было сделать уже давным-давно! Лет 10 назад. Сейчас - и задачи другие, и технологии. А мы опять догоняем.
Чему учить предпринимателей?
Тому, что дело - важнее плана, результат – процесса. Тестированию гипотез, постоянному контакту с заказчиком, готовности к изменениям… Это другие технологии, скорее, относящиеся к категории Agile (гибкие). Подходят для предпринимателей, поскольку позволяют обойтись малыми ресурсами. Это - Lean Startup – «бережливый стартап».
В чем принципиальное отличие от каскадного метода? В том, что за каждый такт (sprint) выполняется полный цикл управления проектом, и создается минимально полезный продукт (Minimum Valuable Product), который можно протестировать и согласовать с заказчиком и клиентом.Что это за проекты? Например, социальное предпринимательство.
Что такое социальное предпринимательство?
Польза для общества, идея – «за все хорошее, против всего плохого». Личный опыт – 9 лет и около 50 проектов в сфере социального предпринимательства. Это и «Президенты в Детском доме» в течение 6 лет, и Президентская ОлимпиаДа! 3 года, Парусная Регата 3 раза, IV Международная Ассамблея управленческих кадров – 6 лет, конференции, видео-мосты, субботники, конкурсы, деловые игры и прочие. Один из проектов - Деловая игра «Лунная биржа» по мотивам сказки Н.Носова был коммерциализован, и продвигается в формате он-лайн игры и платных мероприятий.
Требования к проектам: общественно-полезное самоокупаемое мероприятие до 1 дня; с числом организаторов, не менее 10, и участников, не меньше 50. Подготовленная документация по проекту, фото- и видео-отчет, публикация в СМИ.
Алгоритм запуска проектов
Шаг 1. Рассказ о том, что такое «социальное предпринимательство». Какие проекты были до того, причины успеха и неудач.
Шаг 2. Поиск идей и идеологов, способных реализовать идею.
Шаг 3. Вовлечение и создание команды.
Шаг 4. Тестирование идеи и продвижение. Корректировка
Шаг 5. Привлечение спонсоров, дальнейшее развитие идеи. Согласование
Шаг 6. Реализация.
Шаг 7. Подготовка отчетов.
Шаг 8. Подведение итогов, ретроспектива
Отличия от классики
- Идея – первична
- Команда - важнее менеджера, менеджер – координатор
- Готовность к постоянным изменениям, перепланированию, к отказу от предыдущих наработок
- Постоянный контакт с заказчиком
- Непрерывное тестирование идей
- Рефлексия и ретроспектива
Сложности
- Борьба идей и лидеров, нежелание отказаться от своей идеи в пользу чужой
- Нежелание участвовать в проекте с непонятными целями и размытыми ожиданиями заказчика
- Спад интереса у лидера при появлении первых сложностей со сбором команды
- Снижение мотивации команды, необходимость внешнего стимулирования
- Неумение взаимодействовать и договариваться с заказчиком, спонсорами
- Отсутствие ответственности за результат
Результаты
- Ярко выраженный карьерный рост и уход в предпринимательскую сферу у лидеров
- Сохранение интереса к социальному предпринимательству, дальнейшая реализация проектов, вовлечение все новых участников
- Явный полезный эффект для общества
- Отсутствие конфликта интересов
Развитие и польза для всех заинтересованных сторон.