Он-лайн-Форсайт. Взгляд в Будущее!
Знаем ли мы точно, что нас ждет? Каким будет мир через 10 лет… 20… 30…?
Можем ли мы хоть немного пофантазировать и понять, что нам делать сейчас, и как строить свою жизнь и карьеру, чтобы в далеком 2035 не было мучительно больно…
Как удивительно читать книгу моего детства «Незнайка на Луне» и понимать реальность предсказания. А фантасты? Передача мыслей на расстоянии, роботы, искусственный интеллект? Откуда они знали?Предсказания? Как это? Можно ли заглянуть туда, за горизонт?
Форсайт, как технология, начал применяться еще в 50-е годы крупными западными корпорациями. В России тема появилась в 2010, и с 2011 по 2017 планомерно развивалась с помощью Форсайт-Флотов, проводимых Агентством стратегических инициатив (АСИ). Авторы технологии Rapid Foresight Д.Песков, А.Яцына, П.Лукша и др. отточили методику и начали ее тиражировать с помощью Школы модераторов. И сейчас – это вполне логичный и понятный алгоритм проектирования Будущего. Пошаговая методика анализа и проектирования.
Отличия Форсайта от Стратегического планирования в том, что Форсайт создает возможности для разработки стратегии, т.к. формируется из Будущего, а не от Настоящего.Все строится вокруг карты Форсайта, на которую нанесена временная линия: ближний, средний и дальний горизонты.
Состоит из следующих шагов
- Распредмечивание. Модерация по сбору характеристик предмета, их ранжирование и отбор, формулирование предмета Форсайта и определение его границ.
- Формирование трендов по формуле: рост или снижение измеримого фактора в заданных рамках. Авторы методики считают, что тренд – «Объективно наблюдаемый и измеряемый процесс постепенного количественного или качественного изменения на протяжении хотя бы одного горизонта карты времени».
- Выбор крайних событий, завершающих тренд или меняющих его направление.
- Размещение трендов и событий на шкале времени.
- Определение субъектов, характерных для предмета Форсайта и связанных с ролями участников.
- Формирование угроз или возможностей, которые порождает тренд для конкретного субъекта
- Проектирование Нормативных актов, Форматов и Технологий, как реакции субъектов на факторы внешнего окружения. Ключевое отличие Форматов от Технологий кроется в участии человека или цифровой платформы.
- Выбор элементов Карты Форсайта для формирования собственной стратегии и создания проекта
Традиционно, Форсайт-сессии предшествуют мастер-классы и игровые техники погружения участников в ситуацию. Проводятся в виде Деловой игры, с управлением групповой динамикой, пошаговым погружением, рефлексией.Длительность Форсайт-сессии – от 1 дня до недели и больше.
Есть ряд плюсов и минусов в проведении очной сессии.
Плюсы:
- Единое смысловое пространство
- Групповая динамика
- Быстрое реагирование
- Нетворкинг и вовлечение
- Возможность выйти на лидеров проектов
Минусы:
- Ограниченное количество участников
- Ограниченность пространства
- Сложности с выбором экспертов
- Сложность обработки и фиксации смыслов
- Необходимость параллельной сборки с последующей оцифровкой
По логике, предпочтительнее расширять охват за счет проведения он-лайн Форсайт-сессии.
До сих пор для таких целей использовали группу в Facebook с возможностью проводить опросы и голосования, обсуждение и комментирование, размещение файлов, модерируемые дискуссии, live-video.
Однако, здесь остается проблема визуализации, параллельной работы над разными этапами Карты, линейность происходящего, сложность итераций.
Эти проблемы нам удалось решить с помощью инструмента RealTimeBoard. Похоже, это новый этап в проведении Форсайт-сессий, поскольку мы получаем кратное масштабирование, распределенные команды, итерации, упрощение сборки.
За 5 дней в пошаговом режиме 3-м командам группы МВА-26 Бизнес-школы УрФУ удалось создать 3 Форсайт-Карты по отраслям: Строительство, Промышленность и Торговля.Работа была организована в закрытой группе Facebook, а также на досках RealTimeBoard с возможностью выхода прямо с доски – в мессенджер Slack.
Надо сказать, что вначале была проведена очная однодневная Форсайт-сессия, для которой использовалось предварительное погружение в тему с помощью рекомендуемых видео Интеллекций, изучение сайта Национальной технологической инициативы, отчетов и прогнозов, результатов Форсайт-Флота 2011-2017. Нами была выбрана тема – «цифровой предприниматель», поскольку в группе МВА-26 собрались представители разных типов и размеров бизнеса, и выбор темы их объединил.
В очной сессии также приняли участие эксперты-модераторы из Перми – Наталья Молодчик и Дмитрий Шишкин.Цель – освоение технологии Форсайта, пошаговое продвижение по этапам, выход на персональные проекты. Надо сказать, что все получилось!
К вечеру Карта была готова.Цель он-лайн сессии – пошаговое освоение технологии Rapid Foresight в приложении к разным отраслям. Их было выделено 3, в соответствие с интересами участников.
В организационном плане, нас интересовали создание виртуальных команд, отработка он-лайн навыка управления проектами.Каждый день публиковались задания и подводились итоги по предыдущему шагу. Параллельно шла работа на 3-х досках, комментарии и обсуждения в чате доски.
Задания следующие.
- Выбрать отрасль, предложить ее характеристики, ранжировать, выбрать, сформулировать описание предмета Форсайта
- Сформулировать тренды (не меньше 10) и их крайние события, проголосовать, выбрать
- Предложить роли субъектов, исходя из своей личной позиции. Обозначить угрозы или возможности, порождаемые трендом, из роли субъекта
- Обозначить Нормативные акты, форматы или технологии, нанести на временную шкалу
- Выбрать значимые для себя лично элементы карты, придумать проект(ы).
В результате, получили 3 Форсайт-карты.
Столкнулись со следующими проблемами
По процессу работы.
1.Неритмичность работы участников из-за загрузки по работе и командировок. Что привело к наличию незавершенных тактов на доске при появлении новых участников, пытающихся взяться за новую задачу до завершения старых
2.Нежелание пошагового движения из-за опыта очной Форсайт-сессии и понимания конечного результата. Что привело к появлению на ранних этапах – уже готовых проектов участников.
3.Неточность формулировок из-за стремления уложиться в отведенное время и недооценки важности понимания всеми участниками Форсайт-сессии смысла написанного
4.Стремление к упрощению, избегание сложных смыслов, уход в «игру» вместо реальных размышлений
По инструменту RealTimeBoard
1.Отсутствие истории исправлений, что приводит к непониманию вклада каждого участника
2.Отсутствие на объекте метки автора, техническая сложность ее получения через контекстное меню
3.Отсутствие фиксации шаблона на Доске, возможность его порчи средствами редактирования
4.Отсутствие статистики по процессу – время участников, время появления объектов и проч., важные для процесса обучения
По организации командной работы
1.Сложность выбора капитана команды (менеджера проекта), обусловленная неверием в экспертность прогнозирования и нехваткой времени
2.Потребность в постоянном сопровождении, как смысловом, так и организационном
3.Недостаточность единой координации на доске, разобщенность участниковТем не менее, за 5 дней удалось получить отличный результат.
Проведенная Форсайт-Флеш-моб сессия закончилась ретроспективой, проведенной в технологии 4L: Liked, Lacked, Learned, Longed for… Что означает: плюсы, минусы, идеи, планы.
Плюсы: визуализация, возможность совместной работы в RealTimeBoard, инструменты модерации – стикеры, графические и текстовые элементы, связи, возможность экспорта в формат .pdf, комментарии, экспортируемые в мессенджер Slack
Минусы: отсутствие истории заполнение доски, отсутствие статистики (времени работы, количества созданных и редактируемых объектов), отсутствие визуального имени автора в заголовке объекта, перенос в мессенджер Slack не всех объектов, а только комментариев, отсутствие фиксации шаблона, опасность его порчи.
Идеи: ввод истории заполнения доски, наличие статистики, фиксация шаблона, добавление режима «редактировать шаблон»
Планы: совершенствовать процессы управления проектами, ввести он-лайн совещания, применить гибкие методы планирования и реализации.