Бизнес-образование – это образование о бизнесе, для бизнеса, и само по себе бизнес.
Именно поэтому бизнесмены – это и целевая аудитория, и коллеги-партнеры, и потенциальные преподаватели, которые умеют делать то, о чем рассказывают.
Но так ли то просто войти в аудиторию и рассказать о чем-нибудь? На первый взгляд, ДА! А на самом деле… Войти в клетку с тиграми, львами и акулами бизнеса, специалистами-практиками?
Бизнес-образование – это супер профессиональная область, как шоу-бизнес, спорт, мода... И это время, труд, глубина, серьезная подготовка, опыт и многое другое, а не просто разговор с друзьями, «по душам».
Существует масса мелочей и множество неприметных фишек, которые отделяют хороших бизнес-тренеров от остальных.
Хочу поделиться секретами профессионального мастерства и дать несколько советов потенциальным преподавателям, которые хотели бы попробовать свои силы в непривычной для себя области.
Итак, с чего начать?
1. Первый шаг
Надо пристально посмотреть на свое резюме, порыться в дипломах и сертификатах, вспомнить успешный и неуспешный опыт, проинспектировать свои деловые и научные интересы и понять, в чем Вы специалист. Если есть соответствие между базовым образованием, опытом работы, должностью, профессиональными интересами, то все просто отлично! А если еще есть профессиональные сертификаты, членство в профильных сообществах, собственные статьи и выступления… Вы просто находка!!!
Надо понимать, что бизнес-школы всегда нуждаются в хороших преподавателях, но предпочитают приглашать опытных и уже проверенных, с отзывами и рекомендациями. Если же Вы собираетесь попробовать свои силы в первый раз, то это угроза репутации бизнес-школы, да и Вашей тоже. Поэтому Вам нужно «продать» себя Бизнес-школе в качестве преподавателя.
2. Второй шаг
Необходимо подготовить программу курса. На самом деле, это контрольная работа с несколькими целями для начинающего преподавателя. Это селфи-продающее письмо, демонстрация навыка структурирования, логичности, владения образовательными инструментами, знания предметной области. Не правы те, кто просят чей-нибудь пример или скачивают программу из интернета, или бездумно перечисляют темы, которые могли бы осветить в разговоре, безо всякой логики и структуры.
Популярное заблуждение
Структура курса состоит из следующих частей: теоретическая, аналитическая, практическая.
Этот стереотип навязан системой высшего образования и предполагает, что студенты все равно ничего не знают, поэтому им нужно рассказать термины, классификации, систему и прочее. Потом потренировать на игрушечных простеньких примерах и, в лучшем случае, закончить практическим заданием.
С бизнесменами так не пойдет. Им не нужна теория, у них есть практический опыт, проблемы, которые они хотели бы решить. Поэтому для них структура курса инверсная: вначале проблемы, затем алгоритмы решения, решение задач слушателей, обобщение. Параллельно, в фоновом режиме, терминология.
Не менее популярное заблуждение
Программу можно взять в интернете, а курс прочитать по чужим слайдам или раздаточному материалу.
Можно, конечно… Для не уважающих себя бизнес-тренеров… А на самом деле, нельзя! А иначе – плагиат. У каждого преподавателя своя логика, она выражена в последовательности, примерах, дополнительных материалах, активных методах. Готовясь к занятиям, преподаватель знает во много раз больше, чем выносит в раздаточный материал, может углубиться в любом месте, ответить на вопросы, сослаться на авторов, концепции, дать советы по решению конкретных проблем.
3. Третий шаг
Подойти к разработке программы как к проекту.
Что это означает?
Именно то, что написано!
1. В каждом конкретном случае есть фиксированный перечень заинтересованных сторон: администрация программы, вуза, слушатели, работодатели и др., имеющие свои требования, которые нужно учесть. Это и длительность курса, и его границы, и отчетность, и раздаточный материал и презентация, учебная программа, итоговая аттестация и прочее. И плюс потребности слушателей в решении проблем, практичности и применимости, логике и структуре курса.
На основе этого формулируются цели курса!
2. Для достижения целей необходимо выстроить его содержание, основанное на некоторой системе и логике. Пожалуй, это самая сложная часть на этапе подготовки курса, напрямую зависящая от квалификации преподавателя. Ему нужно четко представлять проблемы слушателей, от которых он будет отталкиваться, и решать в ходе курса. Например, выстраивать эффективную систему маркетинга или внедрять стратегическое управление, налаживать систему управления персоналом или учить продажам. Но прежде, чем детализировать содержание, нужна системная модель и дорожная карта курса. Желательно, схемой или картинкой.
3. Содержание представляет собой дерево задач, которое нужно привязывать к таймингу. Это не обязательно диаграмма Гантта, но нечто похожее. Традиционно, занятия кратны 4-м академическим или 3-м астрономическим часам. Это и мало, и много! Поэтому каждые 4 часа нужно планировать отдельно, учитывая особенности восприятия слушателей. Монолог дольше 15 минут надежно усыпит. Поэтому рекомендуется чередовать форматы обучения и четко распределять их внутри каждого 4-х часового этапа обучения.
4. И вот тут–то обнаружится следующая профессиональная засада. Оказывается, существует превеликое множество форматов. Это деловые, ролевые, ситуационные игры, «мозговые штурмы», «вертушки», «аквариум», дискуссии, семинары, тренинги, практикумы, работа с кейсами, командообразование, проектная работа и многие, многие другие, о которых не догадываются даже завсегдатаи семинаров и тренингов. Форматы отличаются друг от друга тем, что они проверяют или развивают различные компетенции слушателя. При этом форматами нужно уметь пользоваться и четко понимать и уметь объяснить слушателю, зачем был использован тот или иной формат.
5. Фактически, к дереву задач необходимо составить тайминг и определить ресурсы. Это могут быть какие-либо вспомогательные материалы, слайды, видео, фломастеры и бумага, реквизит, список литературы и прочее. При этом необходимо помнить, что в ходе курса команда данного мини-проекта будет состоять не только из самого преподавателя, но и слушателей, администрации программы, возможно, кого-нибудь еще.
6. Полученный план по содержанию, исполнителям, времени и ресурсам нужно проверить на соответствие целям. Достаточно ли этих усилий для достижения целей курса? Каким образом мы сможем в этом убедиться? Будут ли какие-либо тесты для проверки знаний? Каким образом будут оцениваться навыки и умения? Какие форматы для этого используются, и сможет ли преподаватель уложиться в административные ограничения по времени и требования к отчетности?
7. Да! Как в любом проекте, нужно управлять рисками. То есть задать себе вопрос, что может помешать выполнить ту или иную задачу? Придумать альтернативные сценарии, запастись дополнительными ресурсами по содержанию, форматам, времени.
Популярное заблуждение. Можно планировать пошагово, по мере изучения дисциплины, каждый раз уточняя у слушателей, что именно им нужно.
Да, существует, так называемое, каскадное планирование, которое предполагает уточнение каждого последующего этапа по мере прохождения предыдущего. Но! Каскадное планирование основано на том, что предыдущий этап является основой для предыдущего. Например, этап постановки задачи или разработки конструкторской документации. В нашем случае подготовки курса так не пойдет! Поскольку в основе курса лежит системная модель и логика, нам не понадобятся уточнения у слушателя наших последующих шагов. План курса должен быть готов ДО начала его реализации.
4. Четвертый шаг
Готовим раздаточный материал. Традиционно, это слайды. Стиль оформления обычно задает Администрация программы.
Здесь есть формальные правила, и есть содержательные.
Формальные:
* Один заголовок, один объект на слайд (таблица, картинка, схема и проч.)
* «Телеграфный», но не поточный текст, т.е. лаконичность
* Отсутствие точек и других разделителей в списках и заголовке
* Минимум цветов и шрифтов (не больше 3-х)
* Примерно 4 -6 слайдов на академический час
* Соответствие слайдов – учебной программе и выступлению преподавателя
Содержательные:
* Можно не включать примеры в презентацию, а выдавать их дополнительно
* Имеет смысл отличать разные формы раздаточного материала: рабочую тетрадь со слайдами, методические указания, дополнительные материалы – ссылки на сайты, dropbox, примеры, первоисточники, литературу
* Не стоит забывать про наработки команд в ходе выполнения заданий, поэтому нужно посоветовать слушателям фотографировать эти материалы и прикладывать к курсу, как самые важные
* Рекомендуется на занятиях сместить фокус внимания от изучения теории – к практической работе, при этом теоретические вопросы перенести «на дом»
Популярное заблуждение. Слайды могут не соответствовать логике и монологу преподавателя.
Нет, не могут. Они должны соответствовать! Для того чтобы слушатель, пропустивший по уважительной причине занятие или его часть мог самостоятельно просмотреть материал и задать вопросы преподавателю. Кроме того, в ходе занятий слушателю удобно делать пометки на слайдах раздаточного материала.
Еще одно популярное заблуждение. Практиковаться на занятиях гораздо проще, чем говорить о теории.
С точностью до наоборот! Не стоит забывать, что теория – это удачно обобщенная практика. Поэтому, давая практическое задание, преподаватель должен настолько владеть своим предметом, чтобы разглядеть в работе команды типичные ошибки, классифицировать их, объяснить причины появления и дать рекомендации по устранению. И здесь-то как раз важно, чтобы преподаватель умел делать то, о чем рассказывает.
И еще одно
Курс неизменен! Стоит его разработать один раз, и он будет служить вечно.
Как бы не так… Курс нужно актуализировать для каждой целевой группы. Возможно, структурно он и не поменяется, но примеры можно и нужно менять, акценты могут сместиться, и т.д.
На постановку хорошего курса может уйти до 2-х лет. Затем преподаватель или бизнес-тренер год-другой его поэксплуатирует, в зависимости от актуальности темы. А на 3-4-й год может наступить «профессиональная усталость» или «звездная болезнь» тренера. И то, и другое проявляется в снижении эмоционального уровня тренера, его желании помочь слушателю.
5. Пятый шаг
Пишем рекламную листовку своего курса!
Это важно. Конечно, учебной программы для Администрации может быть достаточно, особенно если курс является частью долгосрочной программы профпереподготовки или МВА. Но важно и самому преподавателю понимать достоинства и недостатки своей дисциплины и объяснить их слушателям.
А если вдруг курс станет популярным, и Администрация бизнес-школы решит его предложить другим заказчикам и клиентам?
Что в рекламной листовке?
1. Зажигательное название. Например: Советы начинающим преподавателям и бизнес-тренерам: Семь шагов к успеху и 10 популярных заблуждений.
2. Целевая аудитория. Кому и зачем адресован курс, какие проблемы решает.
3. Ожидаемые результаты в терминах: что узнают, чему научатся, что смогут сделать сами.
4. Содержание курса в терминах технологий, инструментов, форматов.
5. Организационные уточнения: где, когда, сколько длится, сколько стоит, кто организатор, какой итоговый документ
6. Дополнительная информация
7. Информация о разработчике курса. Релевантная! То есть имеющая отношение к данной теме
То есть классический ответ на вопросы: Кому? Зачем? Что? Как, где и когда? Сколько? Кем?
Популярное заблуждение. Упоминание предыдущих провайдеров бизнес-образования в резюме добавляет веса и авторитета бизнес-тренеру.
Отнюдь. В качестве рекомендаций – да, но для организаторов продвижение сторонней бизнес-школы на своей территории восторга не вызывает. Понятно, что популярные бизнес-тренеры уже давно «не принадлежат» одному организатору и ведут занятия везде и у всех. В этом и заключается их ценность. Как только они соглашаются вести занятия у определенного провайдера, они становятся на это время его представителем. Это правило хорошего тона и уважение к организаторам, пригласившим конкретного тренера, но не стороннюю организацию, к своим клиентам и заказчикам. Очень многие этим пренебрегают, а потом удивляются, почему их перестают приглашать. Да потому что никому не интересно продвижение сторонней компании на своей территории.
6. Шестой шаг
Знакомимся с группой. Да-да, знакомимся с группой ДО проведения занятий, по спискам и фотографиям. Это нужно для уточнения курса и его актуализации. Возможно, с кем-то вы уже знакомы по социальным сетям или другим мероприятиям. Отлично, это те, с кем имеет смысл сразу установить контакт на занятиях.
7. Седьмой шаг
Итак, все готово! Нет ничего лучше заранее хорошо спланированной импровизации. Готовность – на порядок снижает волнение и придает уверенности в своих силах. Впереди – первое занятие!
У вас есть 40 секунд произвести первое впечатление.
Пять советов, чего не надо делать на занятиях:
1. Не нужно знакомиться со слушателями и тратить их драгоценное время, особенно в длинных программах! Слушатели уже давно знают друг друга, а у преподавателя была возможность посмотреть списки до начала курса.
2. Не стоит спрашивать о потребностях слушателей, особенно в длинных программах. Плох тот тренер, который не знает эти потребности в ходе подготовки к курсу. При этом имеет смысл заранее представить ситуацию, при которой слушатели эти потребности озвучат, и они будут выходить далеко за пределы курса по содержанию и по времени, и, возможно, компетентности преподавателя.
3. Нельзя много рассказывать о себе и своих достижениях. Избыточная реклама раздражает. Кроме того, наверняка есть резюме тренера, и любопытные слушатели могут все о нем узнать, а заинтересованные – обратиться в перерыв. Знакомство, анализ потребностей и самопиар преподавателя – это неэффективная трата времени и денег слушателей, о которой они тут же сообщают Администрации.
4. Запрещается рассказывать на занятиях о сторонних мероприятиях и тренингах! Это использование ресурсов провайдера в личных целях и плюс нецелевое использование ресурсов слушателей. Я уже не говорю про нарушение закона о рекламе J
5. Запрещается переносить свои недоработки на организаторов! Нельзя рассказывать слушателям, как мало у тренера часов на курс, как мало ему платят и как тяжело читать именно в этой аудитории, в этой программе и т.д. Условия были озвучены заранее, и если тренер согласился, то с этой минуты он полноправный член команды организатора и его полномочный представитель, отстаивающий интересы своего работодателя.
И да! Конечно, в начале курса нужно рассказать о правилах изучения дисциплины, ее месте в рамках общей программы, условиях успешного освоения и сдачи контрольных мероприятий.
Популярное заблуждение. Приглашение от организатора – отличная возможность продвинуть свои интересы (курсы, вебинары, консалтинговые услуги) на его территории.
Это разовая стратегия. Она возможна, но сразу же становится очевидной. Организаторы не заинтересованы в одностороннем использовании своих ресурсов и не готовы выступать в качестве «отдела продаж» конкретного тренера или его организации. За свою качественную работу преподаватель получает вознаграждение. Всё. Точка.
Подводим итоги!
Почему нужно учиться преподавательскому мастерству? Все мы катаемся на коньках и поем в дУше. Но есть проект «Ледниковый период» и проект «Голос». Где есть сюжет, где учат профессионалы, где создается тот самый синергетический эффект, который работает на репутацию организаторов и минимизирует риски участников. Это иллюзия, что нет ничего проще, выйти перед искушенной публикой и что-нибудь «наболтать». Есть 40 секунд, в течение которых производится первое впечатление. И в основе – не как стоять, махать руками и описывать свои достижения, а добавленное знание, которого у слушателей до этого не было. Содержание приоритетнее формы! Хотя если форма унылая, то и содержание не спасет.
Стать хорошим бизнес-тренером – сложно!
И это не просто хорошая подготовленность к дисциплине, и актерское мастерство, и желание научить.. Это и удовольствие от общения, и наслаждение от преподавания, и желание постоянно самому учиться и многократно переделывать свой курс, и… готовность днем и ночью отвечать на вопросы, помогать советами, быть доступным по телефону, почте, общаться в социальных сетях, дружить со слушателями и выпускниками…
Ведь мы с вами, дорогие коллеги, в ответе за тех, кого научили ;)