Стратегия – странная штука.
Вроде бы она нужна, а, с другой стороны, не очень понятно, как она выглядит, и что она дает…
Что это, стратегия?
- Дань моде?
- Отчетность перед собственником?
- Многостраничный документ с необработанной аналитикой и перечнем «мероприятий»?
- Красиво сформулированная, но безликая миссия и креативный набор направлений развития?
- Хорошо оформленный отчет с большим количеством показателей?
И как можно получить такую прелесть? Поручить кому-нибудь написать (списать)? Пригласить консультантов? Провести командообразование / «круглый стол», поговорить с коллективом по душам, покреативить в формате Scrum, провести спортивные состязания, вовлечь и увлечь?
Для того, чтобы получить результат, нужны технология и алгоритм.
Системный подход и набор взаимосвязанных инструментов.
Содержание и логика – первичны!
Сотрудники легко отличают мероприятия: важные от веселых, созидательные от информирующих, серьезные – от игровых.
Существуют несколько подходов, каждый из которых опирается на определенную технологию.
Вернее, должен опираться!
Подходы к разработке стратегии
- Стратегическая сессия
- Экспресс-стратегическая сессия
- Проблемная сессия
Стратегическая сессия
Опирается на предварительный сбор аналитики, а также прогнозы, тренды, результаты Форсайт-сессии.
Строится в виде пошагового алгоритма, который позволяет сделать постановку целей, с учетом влияния стейкхолдеров, согласовать факторы внешней среды и ресурсы компании, выйти на проекты и дорожную карту, с учетом приоритетов.
Охватывает ближайшие 3-5 лет.
Состоит из следующих шагов.
- Структурирование компании в виде бизнес-модели
- Оценка сильных и слабых сторон
- Формирование и ранжирование перечня стейкхолдеров, оценка их требований
- Постановка целей и уточнение миссии
- Выявление угроз и возможностей внешней среды
- Составление SWOT-анализа и SWOT-8
- Разработка проектов в матрице SWOT-8
- Ранжирование коммерческих проектов, относительно целей
- Построение Дорожной карты реализации стратегии
Экспресс-стратегическая сессия
Опирается на технологию Hosin Canri, представляет собой Х-матрицу, согласующую цели со стратегическими направлениями, проектами и процессами. Отличается прямым и обратным циклами.
Состоит из следующих шагов.
- Определение перечня стейкхолдеров, оценка степени их влияния и требований к стратегии
- Постановка целей и поиск измеримых показателей их достижения
- Ревизия стратегических направлений
- Оценка степени влияния стратегических направлений на цели
- Выбор проектов для реализации стратегических направлений
- Оценка степени влияния проектов на стратегические направления
- Декомпозиция проектов на функции и процессы
- Оценка степени влияния процессов на проекты
- Проверка влияния процессов на достижение целей
- Обратный цикл верификации стратегии
Проблемная сессия
Предназначена для корректировки существующей стратегии, завершается разработкой корректирующих действий.
Состоит из следующих шагов.
- Уточнение целей, выявление ключевых проблем
- Построение карты проблемного поля, выявление корневых проблем
- Переход к карте целей и проектов
- Построение Дорожной карты изменений, совмещающей сценарии, проекты и цели
Мы не будем детально рассматривать все виды сессий.
Если вы думаете, что все знают перечисленные инструменты и понимают суть шагов, а алгоритмы типовые и доступные всем, то вы заблуждаетесь.
Уважающие себя консультанты-практики разрабатывают авторские технологии и собирают инструменты в определенной последовательности, зачастую, дорабатывая их, комбинируя, модифицируя.
На каждом шаге предусматривается обработка исходных данных с помощью структурирования, группировки, ранжирования, систематизации, фильтра, детализации или агрегирования.
Даже пресловутый SWOT-анализ, требует доработки. Например, как это сделали мы.
- Фильтрации нейтральных фактов и непосредственно влияющих факторов
- Системного структурирования внешних условий и внутренней среды
- Четких формулировок и количественных оценок – силы влияния и вероятности сохранения этого влияния на период планирования
- Перехода к матрице SWOT-8, в которой добавляется поле пересечений всех факторов внешней среды со всеми факторами внутренней среды
- Выявления проектов на пересечении и разделения их на коммерческие и инфраструктурные
- Группировка проектов по стратегиям
Что здесь из классики? Аббревиатура SWOT.
При каком условии мы можем считать пошаговую последовательность действий – технологией?
Рассмотрим в качестве примера Стратегическую сессию и детализируем ее по шагам.
- Структурирование компании в виде бизнес-модели
Обязательно должна быть задана определенная канва для четкого структурирования объекта. Для предприятия это может быть доработанная нами Цепочка ценности Портера.
Почему доработанная?
Потому что в модели должны присутствовать и все продукты, и подразделения.
Для Муниципальных образований – в качестве структуры можно использовать стилизованную карту с нанесенными на нее значимыми объектами – вузами, предприятиями, географическими зонами.
Для вузов – модель может базироваться на видах деятельности – научной, образовательной, инновационной, международной и прочих. И так же учитывать организационную структуру.
Важны именно те элементы, которые включены в цепочку ценности для потребителя. Хорошо работающая бухгалтерия или качественный менеджмент – не помогут для разработки стратегии.
Результатом первого шага является стилизованная структура объекта, содержащая важные элементы.
Фактически, плакат типа canvas (канва, шаблон) – для последующего заполнения стикерами. - Оценка сильных и слабых сторон
Сильные и слабые стороны связаны со структурой бизнес-модели, и они не самодостаточны. Сильными и слабыми они становятся в сравнении либо с ожиданиями стейкхолдеров, либо с возможностями конкурентов. То есть здесь важна верификация, а не просто перечень характеристик.
Для этого понадобится следующий, третий, шаг. Результат второго шага – сильные и слабые стороны нашего объекта. - Формирование и ранжирование перечня стейкхолдеров, оценка их требований
Надо отличать стейкхолдеров, влияющих на постановку целей, от стейкхолдеров, влияющих на их достижение.
У них разная степень влияния. Перечень стейкхолдеров может быть одинаковым для схожих субъектов, а степень влияния – разная. Степень влияния зависит от рынка, дефицита, иерархии и множества других факторов, а влияет на постановку целей, приоритеты, отбор проектов для реализации стратегии. - Постановка целей и уточнение миссии на основе требований
Здесь мы используем мой авторский инструмент – таблицу постановки целей. В которой учитываются стейкхолдеры и степень их влияния, оцениваются их требования, а при переходе к целям – согласовываются, фильтруются, детализируются.
К разработке миссии мы тоже подходим технологически и отличаем ее от рекламного слогана.
Также – стараемся избегать обтекаемых безличных формулировок и абстрактны фраз. Фактически, сводим миссию к уникальному торговому предложению (УТП) и формулируем на основе шаблона, который выглядит примерно так.
Объект работает в определенной отрасли и каждому значимому стейкхолдеру предоставляет возможность реализовать его требования на основе своих сильных сторон.
Несомненно, удачные формулировки приветствуются, но в основе такого подхода к миссии лежит верифицированная информация: стейкхолдеры, степени их влияния, требования и сильные стороны, выявленные ранее. - Выявление угроз и возможностей внешней среды (PESTEL, 5 сил Портера)
Анализ внешней среды также проводится в несколько этапов. Начинается с формулировки значимых фактов, которые являются причиной появления факторов.
К факторам относятся угрозы и возможности, поскольку именно факторы имеют позитивную или негативную окраску.
Факторы оцениваются силой влияния, а также вероятностью сохранения этой силы на всем горизонте планирования. Измерения дают возможность их ранжировать, и в дальнейшем, учитывать только весомые факторы. - Составление SWOT-анализа и SWOT-8
Собственно, SWOT-анализ, собирающий в матрицу значимые угрозы и возможности внешней среды, а также – сильные и слабые стороны объекта, не является инструментом разработки стратегии. Скорее, он нужен для ревизии факторов и их четкого разделения на внешние и внутренние.
Это важно, поскольку стратегия связана с позиционированием компании во внешней среде, с учетом ее внутренних ресурсов. Для этого от SWOT нужно перейти к SWOT-8. - Разработка проектов в матрице SWOT-8
SWOT-8 – это матрица, размерностью 3х3, в верхней строке которой размещаются угрозы и возможности, а в первой колонке – сильные и слабые стороны.
Мы не предлагаем компенсировать слабые стороны за счет возможностей, а с угрозами бороться с помощью сильных сторон, как советуют классики. Это не стратегия. Это выживание.
Мы ориентируемся сразу на проекты.
Возможности, с учетом сильных сторон, стимулируют проекты развития.
Угрозы, во взаимодействии со слабыми сторонами, дают оборонительную стратегию и проекты ухода с рынка для того, чтобы закрыть неперспективные направления и уйти в другие сферы.
Возможности внешней среды могут содействовать стратегии интеграции для компенсации слабых сторон компании.
А вот угрозы – не мешают сильным сторонам провести организационную оптимизацию.
Чем отличается наш подход? Конкретикой! Мы сразу получаем портфель проектов, основанный на взаимодействии внешней среды и внутренней.
Проекты можно группировать в стратегии, а можно не группировать, а ограничиться разделением на коммерческие и инфраструктурные.
В этом случае, мы получаем стратегию развития и стратегию оптимизации. Инфраструктурные проекты – создают в компании условия для реализации коммерческих. - Ранжирование коммерческих проектов, относительно целей
Коммерческие проекты имеет смысл ранжировать.
Проекты по-разному влияют на цели, поэтому необходимо определить их приоритеты, с учетом целей.
Приоритеты позволяют отказаться от ряда возможных проектов, поскольку всегда существуют ограничения по времени и по ресурсам. - Построение Дорожной карты, основанной на программе проектов в привязке к целям
Ранжированные коммерческие и инфраструктурные проекты являются основой построения сетевого графика.
Здесь понадобится предварительная информация о длительности и последовательности проектов. В Дорожной карте к сетевому графику нужно добавить цели и измеримые показатели: на начало и окончание периода реализации стратегии. Спецификой Дорожной карты является привязка показателей не к равномерным периодам, а к моментам начала или окончания проектов.
Вопросы вовлечения, организации групповой динамики, модерация – это важные задачи, связанные с форматом проведения мероприятий.
Но они ни в коем случае не должны быть основой.
Формат всегда вторичен!
Мы учим технологиям.
Логике и инструментам.
Умению рассуждать, системно подходить к решению сложных задач.
Именно этого не хватает управленцам и их командам.
Умения сделать, а не просто порассуждать о стратегиях и написать красивый отчетный документ, никак не предполагающий конкретных действий.
Стратегии – это про развитие, а не отчетность.
Это про действия, а не документ.
Это про понимание и вовлечение, а не игру в изменения.
Это про себя и свое будущее, а не про других…