Средний бизнес: есть ли свет в конце туннеля?
Что делать среднему бизнесу в условиях санкций, нестабильного налогового законодательства, спада и общемирового кризиса?
Что делать в условия изменений внешнего окружения?
Заниматься стратегией!
Конечно, есть общепринятые советы – покупать, когда все продают, избавляться от непрофильных бизнесов, снижать издержки… Но кризис – это еще и возможности, и вот этот аспект, зачастую, остается за кадром.
Стратегии выстраиваются, в зависимости от ситуации внешней среды.
Есть дальнее окружение, которое сильно и быстро влияет на всех. Это политические факторы, проявляющиеся в виде смены приоритетов страны в части оборонной промышленности, импортозамещения. Есть экономические факторы, связанные с санкциями, ограничением зарубежных инвестиций, налоговыми ужесточениями, глобальными трендами и тенденциями. Наблюдаются социальные сдвиги – падение платежеспособности населения, изменения на рынке труда. Имеются технологические прорывы и ограничения… Это всё то, что составляет известную аббревиатуру PEST – Political, Economical, Social, Technological.
Что касается ближнего окружения компании, здесь активно присутствуют клиенты и конкуренты, поставщики и продукты-заменители, новички на рынке. Понимание их степени влияния и реальных интересов позволяет компании выявить возможности и угрозы внешнего окружения. Знание трендов и тенденций – помогает выстроить сценарии.
Но и это еще не всё. Внутри компании существуют сильные и слабые стороны. Для их выявления можно воспользоваться структурным анализом, оценкой цепочки добавленной ценности, ревизией бизнес-модели и многими другими инструментами. На стыке угроз и возможностей внешней среды, а также сильных и слабых сторон компании можно строить стратегии.
Наступательные – стратегии диверсификации и дифференциации, выход на новые рынки, вывод новых продуктов. Оборонительные – уход с рынков, отказ от продуктов с последующим реинвестированием в наступательные или компенсационные стратегии. Оптимизационные стратегии – снижение издержек, рост качества. Интеграционные – объединение с поставщиками, дистрибьютерами и даже конкурентами, франчайзинг. Много чего еще…
Стратегия измеряется целями, и здесь необходим инструмент целеполагания, например, на основе требований заинтересованных сторон. Подстройка стратегий под цели задает приоритеты и позволяет перейти к проектам.
В то же время под цели должна быть перестроена текущая деятельность, т.е. процессы, структура и система мотивации.
Но…
Стратегию мало разработать, ее нужно реализовать, а для этого требуется управлять изменениями!
Говорят, что управление изменениями сродни ремонту летящего самолета с пассажирами на борту. Совмещение текущей деятельности и преобразование системы могут привести к ситуации, когда прошлая система уж не работает, а новая ещё не работает.
Для внедрения изменений есть определенные механизмы.
1. Управлять разработкой и реализацией стратегии в форме проекта.
2. Создать проектную команду из числа ключевых и наиболее заинтересованных сотрудников.
3. Использовать жесткую логику, управленческие технологии и инструменты.
4. Совместить разработку стратегии, обучение команды и проектную деятельность с реализацией.
5. Привлечь внешнего консультанта, владеющего технологиями и инструментами управления, который задаст неудобные вопросы и предложит непопулярные решения.
6. Инвестировать деньги в проект изменений с возможностью возврата этих инвестиции, вместо наблюдения за разрушением бизнеса
Нет безвыходных ситуаций! Есть смелые и успешные, и есть остальные.