Эксперт Образа Будущего!
Именно так называлась вакансия Агентства стратегических инициатив, в соответствие с Атласом профессий!
И подумалось, что я тоже могу претендовать на этот статус…
Еще в 2005 году я защитила докторскую диссертацию в сфере экономики и управления.
С тех пор немало воды утекло, но основная идея жива!
Мало того, что жива, она постоянно развивается!
Суть идеи в том, что можно обо всех компаниях говорить в терминах бизнес-моделей, и есть «идеальные», оптимальные модели, в соответствие с определенной ситуацией.
Вначале мне казалось, что ситуации связаны с рынками, и это, действительно, так. Но рынков много! Есть B2B, B2C, B2G и прочие. Есть развивающиеся, затухающие.
Есть монопольные, конкурентные, олигопольные. Но даже конкурентных – несколько типов…
Как выглядят компании, вернее, как должны выглядеть компании на этих разных рынках?
Часть первая. Доцифровая эпоха
В конечном счете, я свела ситуации к 4-м типам, и считаю, что это полная классификация. Она основана на соотношении спроса/предложения.
Итак, ситуации:
- Спрос>>Предложения, это монополия
- Спрос>Предложения, это олигополия
- Спрос<Предложения, это конкуренция
- Спрос<<Предложения, это монопсония
Представим себе компанию, которая выпускает всего один продукт, и выходит на рынок в момент максимального спроса и полном отсутствии других предложений.
С течением времени, на рынок выходят другие компании, тем самым, увеличивая количество предложений и сокращая спрос, т.е. долю рынка, приходящуюся на одну компанию.
Данная модель названа мною ДинаМИКС (c) - Динамическая Модель Изменений Корпоративных Стратегий.
Впервые была представлена в 2005 г. на защите докторской диссертации, хотя название получила значительно позже.
Фактически, мы имеем два типа компаний:
Первая – вышла на рынок в какой-либо момент, вынужденная перестраиваться, в соответствие с меняющимися условиями. При этом ее текущее состояние с течением времени (AS IS – как есть) может не соответствовать состоянию TO BE – как должно быть
Вторая – вышла на рынок в настоящий момент с идеально соответствующей бизнес-моделью TO BE – текущей ситуации.
В перспективе, «вторые» компании превращаются в «первых», а им вдогонку появляются все новые и новые «вторые».
Фиолетовая ломаная – демонстрирует рост количества компаний, и, фактически, описывает жизненный цикл рынка.
Синие стрелки – соответствуют появляющимся «новичкам».
Над ломаной линией отражается условная доля рынка, приходящаяся на одну компанию.
Смена рыночных ситуаций может быть рассчитана с помощью макроиндексов, например, индекса концентрации – доли 4-х крупных компаний. Но в условиях разнообразия продукта, закрытости информации, скорее, можно воспользоваться другими характеристиками.
Монополия
- Существенное превышение спроса над предложением гарантирует сбыт всей произведенной продукции.
- Ограничения могут быть в ресурсах – нехватка персонала, станков и материалов.
- Продукт – типовой, стандартный.
- Может быть использован подход BPM – Business Process Management для фиксации процесса, должностных обязанностей, регламентов.
- Компания будет выстраивать конвейер, типизируя операции, задавая нормативы и гарантируя фиксированную оплату труда.
- Оргструктура – функциональная.
Олигополия
- Смена ситуации может быть выявлена в момент появления новичка на рынке с аналогичным продуктом, но меньшей ценой. Что требует от уже существующих на рынке компаний изменения стратегии и подстройки под новые реалии.
- Необходимо снижать издержки.
- Для этого могут подойти BPR – Business Process Reengineering и BPI –Business Process Improvement. Первый подход – американский – связан с оптимизацией процессов, второй – японский – посвящен улучшению процессов, включает в себя Kaizen.
- В системе мотивации сотрудников появляется переменная часть, связанная с KPI.
Конкуренция
- То есть превышение предложения над спросом, приводит к тому, что множество компаний предлагают аналогичный продукт, и соотношение цена/качество у всех одинаковое.
- Компания выбирает стратегию дифференциации, пытается найти нишу, кастомизирует продукт, добавляя в него сервис.
- Компания работает под заказ, вынуждена бюджетировать каждого клиента по-отдельности.
- Фактически, внедряет позаказное управление, где заказ – это тот же самый проект, в рамках основной деятельности.
- Концепция – BR – Business Reengineering.
- Переход от ресурсной – к рыночной стратегии, от пассивных – к активным продажам.
- Внедрение проектного управления в компании, переход к матричной структуре.
- Система мотивации опирается на продажи и качество заказа, фиксированное вознаграждение занимает меньшую часть, переменная – бОльшую, как обычно в проектах.
Монопсония
- Если мы до сих пор не ушли с данного рынка, то появление «новичков» сокращает доступную долю рынка – до одного условного потребителя.
- Стратегия – фокусирования.
- Все, что можно, передается на аутсорсинг, компания превращается в координатора и оказывает услугу, в рамках которой объединяет различных поставщиков и субподрядчиков.
- Это концепция Д.Чампи под названием XE – Cross Engineering, выстраивание процесса «поверх границ».
- Оргструктура – смешанная, сложная.
- Разным ситуациям соответствуют разные типы руководителя (по И. Адизесу), разные типы компаний (по Ф.Лалу), разные типы оргкультуры, степени зрелости проектов и процессов и т.д.
Основной принцип – нет плохих и хороших моделей, есть не соответствующие ситуации!
Наиболее явно отличия видны в конфигурации бизнес-процессов.
Если они нарисованы в технологии Swim Lane, то картинки разные.
Мы говорим исключительно об основных бизнес-процессах, которые соответствуют продукту.
При использовании нотации Swim Lane следим за тем, чтобы на дорожках присутствовали исполнители в том порядке, в котором они подключаются к бизнес-процессу.
То есть время на схеме течет как слева направо, так и сверху вниз.
Прямоугольники отражают действия, стрелочки – документы.
Как мы видим из картинок, в условиях монополии схема бизнес-процесса похожа на «каскад» или «водопад».
В олигополии – «плотина», где сохраняется каскадный вариант, но в конце все-таки контролируется первым исполнителем.
В условиях монополии процесс не содержит административных и вспомогательных функций, а в олигополии – из-за усложнения рыночной ситуации – в процессе появляются контрольные операции, не создающие ценности для потребителя.
Процессы ресурсной стратегии отличаются тем, что планирование происходит до начала реализации.
А вот в условиях рыночной стратегии – процесс планирования и реализации могут совмещаться.
Поэтому в конфигурации процессов появляются ярко выраженные дорожки, т.н. «фронт-офис»,
Работа «в одно окно», замыкающие на себя взаимодействие внешней и внутренней среды.
Отличие процесса в условиях конкуренции – наличие штатных сотрудников.
В условиях монопсонии – будут привлечены сторонние структуры.
Часть вторая. Цифровизация!
Представим себе, на минуточку, что в это самое время монопсонии, появилась компания, которая заменила менеджера – цифровой платформой! А субподрядчикам предоставила возможность подключаться к платформе через API – интерфейс программирования приложений.
И мы попадаем в другую эру! Эру цифровизации и других бизнес-моделей.
Хотя рынки остались те же! Соотношение спроса и предложения никто не отменял, поэтому мы будем иметь дело все с тем же жизненным циклом бизнес-моделей условной компании.
Что будет происходить? Начиная с условий монопсонии, в условиях перенасыщенного рынка, цифровая платформа соберет на своей площадке субподрядчиков и поставщиков. При этом создаст дефицит ресурсов остальным компаниям из традиционной экономики, а также составит им конкуренцию по цене. Количество компаний на рынке начнет сокращаться, а доля рынка у платформенного решения – возрастать.
Фактически, рынок начнет циклически отыгрывать обратную последовательность: монопсония, конкуренция, олигополия, монополия.
Монопсония
- В условиях монопсонии появление цифровой платформы соответствует стратегии интеграции.
- Интеграция поставщиков, субподрядчиков на одной платформе возможна через облачные сервисы, с опорой на API-архитектуру, с использованием открытого многоразового программного обеспечения, интернета вещей.
- Это, так называемая, сервисная экономика и соответствующая ей бизнес-модель:
- B2P – взаимодействие поставщиков, Business2Platform
- P2С – контакт с потребителем, Platform2Client.
Поначалу, при появлении платформы, спрос существенно ниже предложения, т.к. существуют традиционные заменители – это большое количество традиционных предложений. Им нужно время и понимание выгод для интеграции в платформенное решение. Инициатором взаимодействия с платформой является потребитель, который из разных вариантов может для себя скомпоновать уникальную услугу. Например, из схожих предложений выбрать продукт, сервис, способ доставки, способ оплаты.
Конкуренция
- Дальнейшая интеграция провайдеров различных сервисов и продуктов на базе платформенных решений приведет к появлению цифровых фабрик.
- По сути, цифровая фабрика – это взаимодействие различных платформенных решений из разных областей.
- Цифровая фабрика выбирает для себя стратегию дифференциации.
- Это возможность предложить продукт – конечному потребителю, с учетом его поведенческих предпочтений, статистической обработки больших данных, выбора цифровых участников бизнес-процесса: самоуправляемых роботов, аддитивного производства, дополненной реальности, промышленного интернета вещей.
- Получаем модель:
- D2P – интеграция цифровых субподрядчиков (агентов) в однородные, стандартизованные платформенные решения. Digital2Platform
- P2P – интеграция специализированных платформ в одну, Platform2Platform
- P2C – взаимодействие с конечным потребителем. Platform2Client
Олигополия
- Платформы стремятся расширить свой функционал за счет смежных функций и платформ, поглощая друг друга, наращивая объем накопленных данных о предпочтениях конечного потребителя.
- В конечном счете, конкуренция снижается за счет укрупнения.
- Количество агрегаторов, интегрирующих однородных цифровых поставщиков, субподрядчиков, и предлагающих разнообразные решения, сокращается за счет укрупнения платформ.
- На этих платформах цифровые поставщики и субподрядчики D2D взаимодействуют друг с другом и предлагают кастомизированные решения конечному потребителю.
- Бизнес-модель:
- D2D - Digital2Digital
- D2C – Digital2Client.
- Так устроены «Умные фабрики». Безлюдное производство.
- Взаимодействие цифровых устройств друг с другом, с учетом цифрового следа, статистических данных, искусственного интеллекта, технологий блокчейн и прочих методов прогнозирования поведения конечного потребителя.
- Контакт с конечным потребителем сводится к анализу его нейро- и био- реакций, изготовлению продукта и доставки его потребителю.
- Ресурсная стратегия платформы – снижение издержек.
- Оптимизация бизнес-процессов.
Монополия
- И, наконец, монополия – единый агрегатор, самостоятельно принимающий решение о способах, количестве, срочности, типе продукта – на основании полной информации о потребностях человека.
- Стандартизация, оптимизация, экономия собственных ресурсов – вот результат тотальной цифровизации.
- Стратегия – рост объемов производства.
- «Виртуальная фабрика».
- Цифровые агенты взаимодействуют друг с другом и с конечным потребителем в едином цифровом пространстве.
- D2A – Digital2Agregator
- A2C – Agregator2Client
Как будут выглядеть бизнес-модели?
Точно так же, как и выглядели в до-цифровую эпоху.
Монопсония - единое окно в виде платформы.
Конкуренция – единое окно для конечного потребителя, интегрирующее единые окна для однородных цифровых поставщиков, субподрядчиков.
Олигополия – сложный каскад с точками входа-выхода на платформе.
Монополия – каскад, интеграция платформ в единую платформу. Единые стандарты взаимодействия, интерфейсы и протоколы.
Бизнес-процессы сохраняют свою конфигурацию, в соответствие с рынками.
По аналогии с до-цифровой экономикой, мы видим рыночные и ресурсные стратегии.
И вот тут-то и кроется та самая точка бифуркации.
В рыночной стратегии – приоритет человека над искусственным интеллектом…
А в ресурсной?
Похоже, за нас с вами будет принимать решение искусственный интеллект…
Стандартизовать и минимизировать свои ресурсы, хотя и предлагая, в отличие от традиционной экономики, полностью кастомизированное решение.