“Чтобы оставаться на месте, нужно бежать…”
Это и есть стратегическая гибкость - Business Agility.
Выиграет не крупный, а быстрый, гибкий, адаптивный.
Чтобы своевременно реагировать на изменения, нужно понимать, что происходит и почему, прогнозировать, что будет дальше...
Какова роль бизнес-школ в этой конкурентной гонке?
Способны ли они быть на шаг впереди и предлагать компаниям актуальный контент, опережающий их потребности?
Или они все еще бегут вслед за текущим спросом и латают дыры в настоящем?
Способны ли они стать драйверами изменений?
Является ли Бизнес-школа УрФУ драйвером изменений?
Как она формирует вокруг себя экосистему партнеров и заказчиков, предлагая образ Будущего и передовые идеи?
Начиная с 2013 года, Агентство стратегических инициатив (АСИ) регулярно проводит Форсайт-сессии в разных форматах: Форсайт-флоты, Форсайт-кэмпы, Форсайт НТИ 2.0, острова, Архипелаги. Основная задача форсайтов - прогноз, сценарное планирование.
Важно не просто догонять, но опережать.
Архипелаг 2121 собрал в 2021 г. лучших экспертов страны, чтобы они попытались смоделировать Будущее, в котором мы будем жить через 100 лет.
А также дали ответ на вопрос: что нужно сделать уже сейчас, чтобы через 100 лет мир оказался своей лучшей версией?
Климатические катаклизмы, политические баталии, передел рынков, цифровизация… С этим мы столкнулись уже сейчас.
Пандемия и переход в онлайн ускорили социально-экономические процессы, обострили общественно-политические отношения, сформировали новые потребности и вызовы к системе образования.
Стране нужны технологические предприниматели, прорывные стартапы, новые идеи и воплощения. Нужны нестандартно мыслящие руководители, лидеры и команды изменений. Об этом говорит Национальная технологическая инициатива (НТИ), предложенная Агентством стратегических инициатив для повышения конкурентоспособности страны в мировой системе разделения труда.
НТИ делает акцент на рынках будущего и технологиях, которые ставят новые задачи перед системой образования и форматами обучения. Мы много говорили на Архипелаге о том, что нас ожидает, и как это повлияет на образование и методы обучения предпринимателей, руководителей, лидеров.
- Конвергенция рынков
Рынки меняются!
Если раньше компании производили для потребителей готовые решения, то уже сейчас все больше и больше идет смещение к индивидуальным запросам. Если раньше Бизнес-школы предлагали образовательные программы, то сейчас этого не достаточно. Человек хочет не просто учиться. Он хочет быть успешным. Ему нужны комплексные решения для бизнеса, здоровья, образования и т.д. Речь идет о сопровождения не только карьеры, но жизненного этапа, и даже жизненного цикла человека.
- Индивидуализация запросов
Приводит к необходимости масштабирования траекторий внутри программ, сопровождения карьеры, привлечения сторонних ресурсов - партнеров, экспертов, консультантов, - способных расширить содержательный и методический спектр программ, дополнить разными сервисами.
Что, в конечном счете, приведет к развитию экосистемы вокруг потребностей руководителя: образование, карьера, спорт, еда, здоровье, экология, жилье, инфраструктура и т.д.
- Создание экосистем
Спрос на экосистемы растет.
Фокус на успех руководителя, его бизнес и жизнь, в целом, приводит к объединению усилий представителей разных отраслей, не только образовательной. Если мы проводим выездные школы или экспедиции, то в состав экосистемы включаются и представители сферы HoReCA, и перевозчики, и событийный туризм, возможно, местные органы самоуправления…
Это все потенциальные партнеры, которых мы раньше в таком качестве не рассматривали.Возникает вопрос. По какому принципу выбирать партнеров? И вот здесь, в полной мере встает вопрос специализации! - Специализация
Конечно, имеет смысл привлекать лучших в своей сфере по соотношению “цена / качество”.
А по каким критериям определить качество? Что каждый участник экосистемы делает лучше других? Кстати, еще один вопрос: кто первый начинает формировать экосистему? Сфера образования или туризм? А, может, банки или интернет-поисковики, типа Yandex или Mail.ru?
Если раньше Бизнес-школы предлагали множество самых разнообразных программ, то в чем их специализация? Чем они полезны экосистеме? Что они умеют делать лучше других? В чем их конкурентное преимущество? Почему именно они претендуют на статус драйвера экосистем, вовлекающего других в кооперацию? - Включение в кооперационные цепочки и партнерские сети
Если раньше бизнес-образование опиралось, в основном, на партнеров в своей сфере, то в будущем - спектр партнеров существенно расширится.
Это могут быть крупные компании в роли заказчиков решений, маркетплейсы с реальными задачами и примерами успешного бизнеса, интернет-поисковики для тестирования гипотез, научно-исследовательские институты с глобальными и прикладными проблемами и т.п.
Готовы ли Бизнес-школы выходить за пределы обучения и включаться в решение реальных задач из жизни и бизнеса?
До сих пор обучение руководителей строится на типовых методиках и алгоритмах, лучших практиках и бенчмаркинге. Но если мир стремительно меняется, означает ли это, что копирование приемлемо для догоняющих, но не лидеров и тем более, не драйверов экосистем.
Сейчас обучение, зачастую, строится на типовых примерах и “правильных” ответах, моделировании реального мира и игрофикации. Но что является результатом обучения? Бизнес-школы часто сравнивают друг с другом по росту зарплаты у выпускников, их карьерному росту. Но рост зарплаты зависит от отрасли. Не любит русский руководитель делиться цифрами. Да и карьеру для собственника не очень понятно, как развивать.
Что в Бизнес-школе УрФУ мы делаем лучше всего?
Ответ не очевиден. Многие делают программу МВА, участвуют в Президентской программе, работают с российскими и зарубежными партнерами, ведут занятия онлайн, проводят стажировки, предлагают игры и сессии… А вот мы умеем готовить лидеров и команды изменений. И делаем это не так, как другие.
На Архипелаге 2121 мы предположили, что в будущем обучение будет строиться вокруг решения реальных, сложных исследовательских задач глобального уровня в многонациональных, мультикультурных разновозрастных группах в гибридных форматах и средах. При таком подходе решается проблема наставничества, работы в проектах, лидерства, инноваций и прорывных идей.. В Бизнес-школе УрФУ мы уже давно решаем реальные задачи и делаем проекты. Невозможно научить проектам, если их не делать.
Можно сто раз рассказать о лидерстве, но без совместной деятельности никакого лидерства и командообразования не существует.
Что мы хотим получить в результате обучения руководителей? Какой продукт?
Во-первых, проработанную стратегию в виде документа со всеми расчетами, анализом, целевым состоянием, дорожной картой реализации и планом ближайшего развития. В идеале, подготовленную команду изменений в компании, для которой руководитель является визионером, стратегом, лидером изменений.
Во-вторых, опыт реализации проектов в команде слушателей. Где нет иерархии, ресурсов, правильных ответов, заказчика, инвестора. А есть неопределенность, реальная проблема, стейкхолдеры и множество способов решить. Или не решить.Сейчас в обучении почти отсутствует продуктовое мышление. А оно очень важно, поскольку переносит фокус с процесса обучения - на его результат, продукт. И это не диплом, не сданные экзамены и зачеты. Это решенные проблемы в компании и ее кратный рост.
Переход к продукту в целях обучения, который сумеет сделать выпускник в реальной жизни, существенно меняет процесс обучения. Он трансформируется в модули, в каждом их которых появляется свой продукт: стратегия, бизнес-план, реализованный проект, оптимизированные процессы, выведенный на рынок новый продукт и т.п. И нам уже не важна посещаемость и количество времени, проведенного в онлайн просмотре. Не важен плагиат. Сложно списать то, чего нет… Да и неоткуда списывать.
В обучение добавляются интерактивные форматы:
- Исследовательские проекты и научные экспедиции для изучения глобальных проблем с зарубежными и российскими партнерами, сообществами и научными коллективами
- Консалтинговые проекты в компании заказчика, в роли которого может выступить выпускник программы, слушатель или партнер Бизнес-школыФорсайт-сессии с приглашением отраслевых экспертов
- Стажировки по изучению лучших практик в реальном бизнесе в формате реальных кейсов от компаний для решения в смешанных командах
- Master-mind по проектированию логики исследования проблемы, классификации и кластеризации существующих подходов и методов
- Мастерские прикладных исследований и преакселераторы идей
- Акселераторы и трекинг проектов в компаниях
- Бизнес-визиты в компании слушателей для экспресс-диагностики и консультирования, обмена опытом
- Реализация проектов под реальные задачи с привлечением партнеров, школьников, студентов, представителей власти, образования, бизнеса
- Конференции и форумы, организованные слушателями для выпускников, партнеров и преподавателей с презентациями лучших практик и совместных проектов
и другие...
Что мы делаем лучше всего, и в чем наше конкурентное преимущество?
Первое. Мы умеем делать проекты.
- Уже 12 лет в Бизнес-школе действует Проектный офис. Он стартует с одноименной игры, в ходе которой придумываются идеи для дальнейшего воплощения. Результатом может быть одно из мероприятий, перечисленных выше.
Важно, чтобы была выявлена реальная проблема, существовали заказчики и потребители, спонсоры и партнеры.
Важно, чтобы были учтены интересы всех стейхолдеров, а сама команда проекта мотивирована на решение проблемы.
Важно, чтобы заказчики, потребители и партнеры были внешними, по отношению к проекту и к бизнес-школе, а проблема была не учебной, а самой настоящей, актуальной для заказчика и/или потребителей.В ходе реализации проектов нет иерархий, есть лидерство, коммуникации, команды, Scrum и Agile.
Есть инициатива и ответственность, ценности и личная мотивация. Про это можно рассказать, но никаких навыков мы не получим, если не реализуем проект.Мероприятие зачастую носит итоговый характер и демонстрирует продукт: результат исследования, разработанную стратегию, решение проблемы, бизнес-план, программный продукт и т.д.
Главное, что оценивает не преподаватель и не команда Бизнес-школы, а сторонний заказчик и потребитель. Переход к продуктовому мышлению невозможен без специалистов-практиков, которые, в отличие от преподавателей без практического опыта, умеют делать то, о чем рассказывают.
Второе. Мы умеем готовить преподавателей из числа выпускников.
В наших программах, в основном, участвуют преподаватели из бизнеса.У меня есть авторская методика, благодаря которой мы можем быстро перепроектировать курс в проект, результатом которого будет продукт для внешнего потребителя и заказчика.
Третье. Мы умеем трансформировать бизнес.
Я автор Динамической Модели Изменения Корпоративных Стратегий - ДинаМИКС © (2005, 2008, 2014, 2018, 2021), в которой рассмотрены базовые организационные переменные для каждого из 4-х типов рынка. Это стратегия, цели, метрики, тип продукта, бизнес-процесс, оргструктура, система мотивации. Изменения перечисленных факторов приведут к системной перестройке бизнес-модели компании на традиционных рынках. Стратегия, цели, метрики, тип продукта, процесс, данные - приведут к системным изменениям - на цифровых рынках.
Ежегодно с 1997 года мы работаем с руководителями компаний, их проектами и командами, выращиваем бизнес, акселерируем проекты, консультируем и помогаем внедрить. На нашем счету - тысячи проектов и сотни успешных компаний.
Четвертое. Мы умеем внедрять.
Готовить команды и пошагово реализовывать изменения. Сначала в игровых форматах, в ходе симуляций и сессий, затем - в проектах. Мы акселерируем идеи и выращиваем их в компаниях до уровня прототипа, привлекаем партнеров для развития, рекомендуем своих выпускников в проекты и компании.
И, наконец, пятое. Мы работаем в партнерстве.
В условиях передела рынков ни одна компания не сможет в одиночку выйти на глобальные рынки. Только с партнерами, в составе экосистемы. Мы умеем привлекать партнеров, находя взаимную выгоду и полезность для сотрудничества. У нас есть зарубежные партнеры из Японии, Австрии, Франции Германии, ATG CNT, а также многочисленные сетевые сообщества, такие как: бизнес-школы в составе РАБО - Российской Ассоциации бизнес-образования, участники Президентской программы подготовки управленческих кадров, общественные представители АСИ, Точки кипения, сообщества игропрактиков, трекеров, участников проектов CDO - Chief Data Officer, ассоциации выпускников различных проектов и другие.