Социальные сети

Назад к списку

Бизнес-школа УрФУ - драйвер изменений


“Чтобы оставаться на месте, нужно бежать…” 

Это и есть стратегическая гибкость - Business Agility.
Выиграет не крупный, а быстрый, гибкий, адаптивный.
Чтобы своевременно реагировать на изменения, нужно понимать, что происходит и почему, прогнозировать, что будет дальше... 

Какова роль бизнес-школ в этой конкурентной гонке? 
Способны ли они быть на шаг впереди и предлагать компаниям актуальный контент, опережающий их потребности?
Или они все еще бегут вслед за текущим спросом и латают дыры в настоящем?
Способны ли они стать драйверами изменений?

Является ли Бизнес-школа УрФУ драйвером изменений?
Как она формирует вокруг себя экосистему партнеров и заказчиков, предлагая образ Будущего и передовые идеи?

Начиная с 2013 года, Агентство стратегических инициатив (АСИ) регулярно проводит Форсайт-сессии в разных форматах: Форсайт-флоты, Форсайт-кэмпы, Форсайт НТИ 2.0, острова, Архипелаги. Основная задача форсайтов - прогноз, сценарное планирование.

Важно не просто догонять, но опережать

Архипелаг 2121 собрал в 2021 г. лучших экспертов страны, чтобы они попытались смоделировать Будущее, в котором мы будем жить через 100 лет.
А также дали ответ на вопрос: что нужно сделать уже сейчас, чтобы через 100 лет мир оказался своей лучшей версией?
Климатические катаклизмы, политические баталии, передел рынков, цифровизация… С этим мы столкнулись уже сейчас.
Пандемия и переход в онлайн ускорили социально-экономические процессы, обострили общественно-политические отношения, сформировали новые потребности и вызовы к системе образования.
Стране нужны технологические предприниматели, прорывные стартапы, новые идеи и воплощения. Нужны нестандартно мыслящие руководители, лидеры и команды изменений. Об этом говорит Национальная технологическая инициатива (НТИ), предложенная Агентством стратегических инициатив для повышения конкурентоспособности страны в мировой системе разделения труда.
НТИ делает акцент на рынках будущего и технологиях, которые ставят новые задачи перед системой образования и форматами обучения. Мы много говорили на Архипелаге о том, что нас ожидает, и как это повлияет на образование и методы обучения предпринимателей, руководителей, лидеров. 

  1. Конвергенция рынков
    Рынки меняются!
    Если раньше компании производили для потребителей готовые решения, то уже сейчас все больше и больше идет смещение к индивидуальным запросам. Если раньше Бизнес-школы предлагали образовательные программы, то сейчас этого не достаточно. Человек хочет не просто учиться. Он хочет быть успешным. Ему нужны комплексные решения для бизнеса, здоровья, образования и т.д. Речь идет о сопровождения не только карьеры, но жизненного этапа, и даже жизненного цикла человека.
     
  2. Индивидуализация запросов
    Приводит к необходимости масштабирования траекторий внутри программ, сопровождения карьеры, привлечения сторонних ресурсов - партнеров, экспертов, консультантов, - способных расширить содержательный и методический спектр программ, дополнить разными сервисами.
    Что, в конечном счете, приведет к развитию экосистемы вокруг потребностей руководителя: образование, карьера, спорт, еда, здоровье, экология, жилье, инфраструктура и т.д.
     
  3. Создание экосистем
    Спрос на экосистемы растет.
    Фокус на успех руководителя, его бизнес и жизнь, в целом, приводит к объединению усилий представителей разных отраслей, не только образовательной. Если мы проводим выездные школы или экспедиции, то в состав экосистемы включаются и представители сферы HoReCA, и перевозчики, и событийный туризм, возможно, местные органы самоуправления…
    Это все потенциальные партнеры, которых мы раньше в таком качестве не рассматривали.Возникает вопрос. По какому принципу выбирать партнеров? И вот здесь, в полной мере встает вопрос специализации!

  4. Специализация
    Конечно, имеет смысл привлекать лучших в своей сфере по соотношению “цена / качество”.
    А по каким критериям определить качество? Что каждый участник экосистемы делает лучше других? Кстати, еще один вопрос: кто первый начинает формировать экосистему? Сфера образования или туризм? А, может, банки или интернет-поисковики, типа Yandex или Mail.ru?
    Если раньше Бизнес-школы предлагали множество самых разнообразных программ, то в чем их специализация? Чем они полезны экосистеме? Что они умеют делать лучше других? В чем их конкурентное преимущество? Почему именно они претендуют на статус драйвера экосистем, вовлекающего других в кооперацию? 

  5. Включение в кооперационные цепочки и партнерские сети
    Если раньше бизнес-образование опиралось, в основном, на партнеров в своей сфере, то в будущем - спектр партнеров существенно расширится.
    Это могут быть крупные компании в роли заказчиков решений, маркетплейсы с реальными задачами и примерами успешного бизнеса, интернет-поисковики для тестирования гипотез, научно-исследовательские институты с глобальными и прикладными проблемами и т.п.
    Готовы ли Бизнес-школы выходить за пределы обучения и включаться в решение реальных задач из жизни и бизнеса? 
    До сих пор обучение руководителей строится на типовых методиках и алгоритмах, лучших практиках и бенчмаркинге. Но если мир стремительно меняется, означает ли это, что копирование приемлемо для догоняющих, но не лидеров и тем более, не драйверов экосистем.
    Сейчас обучение, зачастую, строится на типовых примерах и “правильных” ответах, моделировании реального мира и игрофикации. Но что является результатом обучения? Бизнес-школы часто сравнивают друг с другом по росту зарплаты у выпускников, их карьерному росту. Но рост зарплаты зависит от отрасли. Не любит русский руководитель делиться цифрами. Да и карьеру для собственника не очень понятно, как развивать. 

Что в Бизнес-школе УрФУ мы делаем лучше всего? 

Ответ не очевиден. Многие делают программу МВА, участвуют в Президентской программе, работают с российскими и зарубежными партнерами, ведут занятия онлайн, проводят стажировки, предлагают игры и сессии… А вот мы умеем готовить лидеров и команды изменений. И делаем это не так, как другие.

На Архипелаге 2121 мы предположили, что в будущем обучение будет строиться вокруг решения реальных, сложных исследовательских задач глобального уровня в многонациональных, мультикультурных разновозрастных группах в гибридных форматах и средах. При таком подходе решается проблема наставничества, работы в проектах, лидерства, инноваций и прорывных идей.. В Бизнес-школе УрФУ мы уже давно решаем реальные задачи и делаем проекты. Невозможно научить проектам, если их не делать.
Можно сто раз рассказать о лидерстве, но без совместной деятельности никакого лидерства и командообразования не существует. 

Что мы хотим получить в результате обучения руководителей? Какой продукт? 

Во-первых, проработанную стратегию в виде документа со всеми расчетами, анализом, целевым состоянием, дорожной картой реализации и планом ближайшего развития. В идеале, подготовленную команду изменений в компании, для которой руководитель является визионером, стратегом, лидером изменений. 

Во-вторых, опыт реализации проектов в команде слушателей. Где нет иерархии, ресурсов, правильных ответов, заказчика, инвестора. А есть неопределенность, реальная проблема, стейкхолдеры и множество способов решить. Или не решить.Сейчас в обучении почти отсутствует продуктовое мышление. А оно очень важно, поскольку переносит фокус с процесса обучения - на его результат, продукт. И это не диплом, не сданные экзамены и зачеты. Это решенные проблемы в компании и ее кратный рост.
Переход к продукту в целях обучения, который сумеет сделать выпускник в реальной жизни, существенно меняет процесс обучения. Он трансформируется в модули, в каждом их которых появляется свой продукт: стратегия, бизнес-план, реализованный проект, оптимизированные процессы, выведенный на рынок новый продукт и т.п. И нам уже не важна посещаемость и количество времени, проведенного в онлайн просмотре. Не важен плагиат. Сложно списать то, чего нет… Да и неоткуда списывать.

В обучение добавляются интерактивные форматы: 

  1. Исследовательские проекты и научные экспедиции для изучения глобальных проблем с зарубежными и российскими партнерами, сообществами и научными коллективами
  2. Консалтинговые проекты в компании заказчика, в роли которого может выступить выпускник программы, слушатель или партнер Бизнес-школыФорсайт-сессии с приглашением отраслевых экспертов 
  3. Стажировки по изучению лучших практик в реальном бизнесе в формате реальных кейсов от компаний для решения в смешанных командах 
  4. Master-mind по проектированию логики исследования проблемы, классификации и кластеризации существующих подходов и методов 
  5. Мастерские прикладных исследований и преакселераторы идей 
  6. Акселераторы и трекинг проектов в компаниях 
  7. Бизнес-визиты в компании слушателей для экспресс-диагностики и консультирования, обмена опытом 
  8. Реализация проектов под реальные задачи с привлечением партнеров, школьников, студентов, представителей власти, образования, бизнеса 
  9. Конференции и форумы, организованные слушателями для выпускников, партнеров и преподавателей с презентациями лучших практик и совместных проектов 

и другие...

Что мы делаем лучше всего, и в чем наше конкурентное преимущество?

Первое. Мы умеем делать проекты.

  • Уже 12 лет в Бизнес-школе действует Проектный офис. Он стартует с одноименной игры, в ходе которой придумываются идеи для дальнейшего воплощения. Результатом может быть одно из мероприятий, перечисленных выше.
    Важно, чтобы была выявлена реальная проблема, существовали заказчики и потребители, спонсоры и партнеры.
    Важно, чтобы были учтены интересы всех стейхолдеров, а сама команда проекта мотивирована на решение проблемы.
    Важно, чтобы заказчики, потребители и партнеры были внешними, по отношению к проекту и к бизнес-школе, а проблема была не учебной, а самой настоящей, актуальной для заказчика и/или потребителей.В ходе реализации проектов нет иерархий, есть лидерство, коммуникации, команды, Scrum и Agile.
    Есть инициатива и ответственность, ценности и личная мотивация. Про это можно рассказать, но никаких навыков мы не получим, если не реализуем проект.Мероприятие зачастую носит итоговый характер и демонстрирует продукт: результат исследования, разработанную стратегию, решение проблемы, бизнес-план, программный продукт и т.д.
    Главное, что оценивает не преподаватель и не команда Бизнес-школы, а сторонний заказчик и потребитель. Переход к продуктовому мышлению невозможен без специалистов-практиков, которые, в отличие от преподавателей без практического опыта, умеют делать то, о чем рассказывают. 

Второе. Мы умеем готовить преподавателей из числа выпускников.
В наших программах, в основном, участвуют преподаватели из бизнеса.У меня есть авторская методика, благодаря которой мы можем быстро перепроектировать курс в проект, результатом которого будет продукт для внешнего потребителя и заказчика. 

Третье. Мы умеем трансформировать бизнес.
Я автор Динамической Модели Изменения Корпоративных Стратегий - ДинаМИКС © (2005, 2008, 2014, 2018, 2021), в которой рассмотрены базовые организационные переменные для каждого из 4-х типов рынка. Это стратегия, цели, метрики, тип продукта, бизнес-процесс, оргструктура, система мотивации. Изменения перечисленных факторов приведут к системной перестройке бизнес-модели компании на традиционных рынках. Стратегия, цели, метрики, тип продукта, процесс, данные - приведут к системным изменениям - на цифровых рынках. 
Ежегодно с 1997 года мы работаем с руководителями компаний, их проектами и командами, выращиваем бизнес, акселерируем проекты, консультируем и помогаем внедрить. На нашем счету - тысячи проектов и сотни успешных компаний.

Четвертое. Мы умеем внедрять.
Готовить команды и пошагово реализовывать изменения. Сначала в игровых форматах, в ходе симуляций и сессий, затем - в проектах. Мы акселерируем идеи и выращиваем их в компаниях до уровня прототипа, привлекаем партнеров для развития, рекомендуем своих выпускников в проекты и компании. 

И, наконец, пятое. Мы работаем в партнерстве.
В условиях передела рынков ни одна компания не сможет в одиночку выйти на глобальные рынки. Только с партнерами, в составе экосистемы. Мы умеем привлекать партнеров, находя взаимную выгоду и полезность для сотрудничества. У нас есть зарубежные партнеры из Японии, Австрии, Франции Германии, ATG CNT, а также многочисленные сетевые сообщества, такие как: бизнес-школы в составе РАБО - Российской Ассоциации бизнес-образования, участники Президентской программы подготовки управленческих кадров, общественные представители АСИ, Точки кипения, сообщества игропрактиков, трекеров, участников проектов CDO - Chief Data Officer, ассоциации выпускников различных проектов и другие. 

Мы сами себя трансформируем в инновационно-образовательных экосистемах региона, страны, мира - для максимальной эффективности и полезности на каждом уровне. Управляем продуктовым портфелем, программами и проектами, экспериментируем, развиваем выпускников и партнеров, строим долгосрочное сотрудничество и управляем по ценностям. 
Чтобы быть Драйвером Изменений, нужны гибкость, адаптивность, скорость реагирования... Собственные исследования и разработки, партнерство, технологии, взаимодействие со всеми стейкхолдерами экосистемы 
Яндекс.Метрика