Бизнес-тренды, на которые стоит обратить внимание!
Что почитать для разработки стратегии?
В уходящем 2016 году стали актуальными тренды, которые, на мой взгляд, будут актуальными еще долго, поскольку смена бизнес-ландшафта и ускорение изменений внешней среды оказывают влияние на модели управления компанией.
Что нас ожидает, в плане актуальных технологий и инструментов?
Обратите внимание на следующие концепты!
- Бизнес-моделирование
- Business Agility
- Бирюзовые организации
- Lean Startup
- Agile, Scrum
Рассмотрим подробнее, почему именно эти направления заслуживают особого внимания?
1. Бизнес-моделирование
К термину «бизнес-модель» интерес российских исследователей актуализировался после нашумевшей книги А. Остервальдера [И. Пинье, А. Остервальдер. «Построение бизнес-моделей. Alexander Osterwalder, 2010.].
Он описал компанию в виде следующих блоков:
- Потребительские сегменты
- Отношения с клиентом
- Каналы сбыта
- Ценностное предложение
- Ключевые виды деятельности
- Ключевые ресурсы
- Партнеры
- Структура затрат
- Доходы
Все эти блоки взаимосвязаны и согласованы друг с другом. Под бизнес-моделью будем понимать графическое изображение структуры компании, отображающее системные и логические взаимосвязи.
На самом деле, речь о бизнес-моделях шла и раньше. Первые упоминания появляются, относительно известных компаний: McDonald's и Toyota (50-е); Wal-Mart и Hypermarket (60-е); Fedеral Express и Toys R Us (70-е); Blockbuster, Home Depot, Intel и Dell Computer (80-е); Southwest Airlines, Netflix, eBay, Amazon.com, Starbucks, Microsoft и dot-coms (90-е); Google, IKEA (2000-е) и т.д.
А если говорить о графическом изображении, то под категорию бизнес-моделей могут попасть и отдельные инструменты. Можно выделить отдельные инструменты, типа SWOT, BCG, PEST и другие известные матрицы, которые описывают какой-либо аспект компании в двух координатах. Хорошо, если координаты позволяют увидеть динамику и служить в качестве инструмента диагностики и планирования, как, например, матрица BCG.
Существуют модели комплексного описания компании, например, EFQM, OPM3 и другие, которые позволяют в ходе диагностики методом параметрической самооценки оценить уровень зрелости компании, а также выбрать идеальное состояние и выработать пути улучшения.Большинство бизнес-моделей статичны. Они применимы к конкретным условиям, хотя, зачастую, авторы не задают область ограничений.
Пожалуй, только модели зрелости дают понимание динамики, хотя и у них есть определенные недостатки. Модели зрелости задают идеальное состояние, но не дают ответа на вопрос о приемлемом состоянии компании.В этом плане, актуальными будут динамичные бизнес-модели, которые не только дают описание идеала, но и позволяют определить текущее и приемлемое состояния, а также – переход от одного – к другому. Здесь, скорее, важно не само состояние, а быстрая адаптация компании к меняющимся условиям. То есть гибкость и адаптивность.
Именно такая динамическая бизнес-модель была предложена и защищена мною в докторской диссертации 2005 г. [Малышева Л.А. Контроллинг организационных изменений: как не утонуть в море популярных концепций? Учебное пособие. Екатеринбург: Учебно-методический центр УГТУ-УПИ. 2010. 438 с.]
Моя авторская динамическая бизнес-модель изменений описывает идеальную компанию на 4-х рынках в виде блоков: тип рынка, стратегия, целевой показатель, тип продукта, модель управления бизнес-процессами, тип организационной структуры, структура системы мотивации. Дает ответ на вопрос: как должна выглядеть бизнес-модель компании при смене ситуации.
2. Business Agility
Термин «гибкости» или «адаптивности» компании был детально описан в книге R. Heisterberg, A. Verma. Creating Business Agility.: Wiley, 2014. 384 р.
В книге описываются основные принципы создания адаптивных компаний.
Принципы базируются на современных технологиях:
- облачные вычисления (Cloud computing)
- социальные сети и средства массовой информации (social media)
- мобильность нового поколения (next-gen mobility)
- потоковое видео (streaming video)
- статистическая обработка больших массивов данных (big data)
Здесь известно, так называемое, «Колесо прорывных инноваций», которое основывается на треугольнике облачных технологий, затрагивающих мобильные, социальные взаимодействия в реальном времени.
Меняется поведение потребителей. Они пользуются мобильными приложениями, геолокацией, перекрестными отзывами об услугах. Им важна геймификация, фан, их поведение переменчиво, они легко меняют предпочтения, используют мультивалюту и он-лайн платежи, им важна символика и потребительская ценность.
Это приводит к становлению интернета вещей, развитию искусственного интеллекта, роботизации, взаимодействии производителей и потребителей напрямую.Разработка стратегии адаптивных компаний, способных удерживать конкурентное преимущество в долгосрочной перспективе, становится невозможным без долгосрочных прогнозов (форсайта).
Компании вынуждены менять стиль менеджмента, переходить к созданию управленческих экосистем корпоративных знаний, ориентироваться на коллективный разум и вовлечение сотрудников. Эти принципы очень близки к понятию холакратии, основы которой были заложены еще в 1967 году Артуром Кестлером. В 2007 г. Тема была продолжена Брайаном Робертсоном: [B. Robertson. Evolving Organization. Integral Leadership Review 7. 2007.].
Холакратия – как система управления, ориентированная на распределенные полномочия и самоорганизацию – в противовес иерархии.
В основу холакратии были положены следующие принципы:
- Роли вместо должностных обязанностей
- Круговая структура – взаимодействие самоорганизующихся кругов с выделенными полномочиями
- Технологии интегративного принятия решений, основанная на консенсусе
- Приоритет производственного процесса
3. Бирюзовые организации
Термин «Бирюзовые организации» принадлежит Фредерику Лалу. Организации разного цвета ассоциируются с разными бизнес-моделями в книге: Ф. Лалу. Открывая организации будущего / Фредерик Лалу; пер. с англ. В. Кулябиной; [науч. ред. Е. Голуб]. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 432 с.
Фредерик Лалу рассматривает историческую ретроспективу и описывает различные организационные парадигмы, которые, как И. Адизес, ассоциирует с этапами развития человека:
- Инфракрасная (реактивная) парадигма – существовавшая в период примерно 100-50 тыс. лет до н.э., характеризуется отсутствием иерархии, разделения труда, лидера
- Пурпурная (магическая) парадигма – около 15 тыс. лет назад, связана с объединением в племена, усложнением решаемых задач, ограниченным разделением труда
- Красная (импульсивная) парадигма – около 10 тыс. лет назад, небольшие завоевательные армии под властью сильных вождей
- Янтарная (конформистская) парадигма – около 4 тыс. лет до н.э., переход от племенного вождизма – к государствам и цивилизациям, появление формальных иерархий
- Оранжевая (конкурентная) парадигма – переход к мироцентричности, лучшие –добиваются целей, но рады вернуться к формальным иерархиям, закрепляя иерархический приоритет
- Зеленая (плюралистическая) парадигма – поиск справедливости, гармонии со всеми заинтересованными сторонами, построение меритократии, управление по ценностям
- Бирюзовая парадигма – саморазвивающаяся организация по типу живого организма с элементами самоуправления и самоорганизации.
На самом деле, в книге упор делается все на ту же модель зрелости компании и ее различные бизнес-модели. Идея не нова, а для нас – это пополнение копилки разных классификаций бизнес-моделей, в зависимости от ситуации или условий.
Все эти парадигмы отлично укладываются в мою авторскую динамичную модель изменений, при этом красные организации – успешны в условиях монополии, янтарные – олигополии, оранжевые – конкуренции, зеленые – монопсонии. Бирюзовые организации уже известны нам под видом холакратии.
Вывод все тот же: нет плохих и хороших организаций, нет правильных и неправильных моделей, есть – не подходящие к конкретным условиям, вот и все!
4. Lean Startup
Идея «бережливого (экономичного) стартапа» высказана Эриком Рисом.[Э.Рис. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014].
Идея строится на пяти принципах:
- Предприниматели есть повсюду. Они могут работать в крупных компаниях, заниматься чем угодно. Это не мешает им в какой-нибудь момент придумать идею и начать ее продвигать
- Предпринимательство – это менеджмент. Стартап – это не только продукт, но предприятие, которым нужно управлять
- Подтверждение фактами. Стартапу нужны эксперименты и подтверждение гипотез для построения устойчивого бизнеса
- Цикл «создать – оценить – научиться». Бережливый стартап, в отличие от традиционного, начинается с действия. В то время, как традиционный подход опирается на долгие процедуры планирования и начала работы после получения бизнес-плана. Бережливый стартап может начаться с продажи того, что еще не создано
- Учет инноваций. В бережливом стартапе особую значимость приобретают результаты и точки контроля промежуточных показателей для своевременного реагирования.
Концепт бережливого стартапа опирается на команду и основывается на идее, которая постоянно тестируется и корректируется. Тестирование проводится на реальной целевой аудитории. Например, после описания идеи – анонс публикуется и собирается обратная связь. Далее вносятся корректировки, получается следующий минимально возможный продукт или его детальное описание. И уже на этот анонс могут поступить предварительные заказы. Фактически, продажи продукта могут опережать его реальное производство.
Такой подход к разработке стартапа существенно отличается от классического, каскадного планирования, при котором проводили исследования рынка, далее разрабатывали бизнес-план и искали инвесторов. То есть не обращались напрямую к покупателям, а сначала имели дело только с инвесторами. Несомненно, каскадное планирование не ушло в прошлое. Вопрос – в задачах, типах рынка, ресурсоемкости, сложности продукта…
В бережливом стартапе процесс вывода на рынок состоит из 2-х этапов.
Первый посвящен тестированию продукта. На каждом шаге формируется и проверяется некая гипотеза. В случае опровержения, возможен разворот (вираж) к началу разработки. В случае подтверждения – начинается следующий этап: тестирование каналов продвижения. Здесь также возможны развороты и быстрая смена курса.
Целью второго этапа является развитие продаж, а, следовательно, бизнеса. Такой подход к планированию – быстрыми циклами, с возможными возвратами и корректировкой, относится к гибким методам управления проектами – Agile.
5. Agile, Scrum
В 2016 году очень активно начала муссироваться тема гибкого управления проектами в стиле Agile. Казалось, опять появилась таблетка счастья и единственно верный способ управлять проектами. Но, как обычно, все гораздо прозаичнее.
Собственно, Agile – это целое семейство технологий управления проектами, включающее и Scrum, и Канбан, и Lean, и другие… Технологии уже давно используются для проектов в сфере разработки IT-продуктов, уходят корнями в 30-е годы 20 века.
Достаточно подробно отличия гибких методов описаны в книге: Д. Сазерленд. Scrum. Революционный метод управления проектами. 2016.
В 2001 г. Принципы Agile были зафиксированы в Манифесте, и, пожалуй, с тех пор гибкие методы стали распространятся в сферах, которые ранее их не использовали.
Манифест Agile:
- Люди и взаимодействие важнее процессов и инструментов
- Работающий продукт важнее исчерпывающей документации
- Сотрудничество с заказчиком важнее согласования условий контракта
- Готовность к изменениям важнее следования первоначальному плану
Откуда такой внезапный интерес? Все объясняется моделью Кеневина (Cynefin Framework).
Дело в том, что гибкие методы очень подходят для запутанных задач. Если классифицировать задачи с позиции известных и неизвестных задач, а также команд, имеющих и не имеющих опыт участия в проектах, то мы получим четыре варианта. Для решения известных задач опытной командой отлично подходят каскадные методы планирования.
Проектные методы PMBoK помогут неопытным командам в решении известных задач. Запутанные задачи – это неизвестные задачи, которые опытная в проектном управлении команда до сих пор не решала. Вот тут-то и Agile!
Надо понимать, что сложность внешнего окружение, непредсказуемость, кризисные явления как раз и привели к появлению задач, которых раньше не было. Отсюда – и внимание к методам, которые раньше были не актуальными.
В каких случаях рекомендуется гибкий подход?
- Неизвестная задача
- Отсутствие опыта решения подобных задач у команды
- Непонимание заказчиком конечного результата
- Неясные сроки окончания, сложности планирования
- Итерационный процесс
- Постоянный контроль и согласование, проведение ретроспективы
- Взаимопомощь и взаимозаменяемость участников
В чем принципиальные отличия гибких методов?
- Команда состоит из скрам-мастера, владельца продукта и других членов команды, специализация которых - минимальна
- Проект выполняется итерациями (спринтами) от 1-й до 4-х недель, каждый из которых включает в себя все процедуры управления проектом: планирование, реализация минимально возможного продукта, сдача владельцу, корректировка, завершение – ретроспектива
- В начале планируется весь продукт и оценивается примерное время разработки, которое делится на равномерные отрезки (спринты), каждый спринт планируется отдельно
- Для согласования действий проводятся ежедневные митинги не дольше 15 мин., используются средства визуализации (канбан-доска), перераспределение задач в ходе реализации.
Итак… Читаем! Думаем… Разрабатываем стратегии :)
Литература
- И. Пинье, А. Остервальдер. «Построение бизнес-моделей. Alexander Osterwalder, 2010
- Малышева Л.А. Контроллинг организационных изменений: как не утонуть в море популярных концепций? Учебное пособие. Екатеринбург: Учебно-методический центр УГТУ-УПИ. 2010. 438 с.
- R. Heisterberg, A. Verma. Creating Business Agility.: Wiley, 2014. 384 р.
- B. Robertson. Evolving Organization. Integral Leadership Review 7. 2007.
- Э.Рис. Бизнес с нуля. Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина Паблишер», 2014
- Д. Сазерленд. Scrum. Революционный метод управления проектами. 2016