Назад к списку

В стране мало лидеров? Вы просто не умеете их готовить! 

Лидеры… Кто они? 

Если задать вопрос группе людей: кто из вас является руководителем? Специалистом? Студентом? Мы получим вполне понятную картину. 

А если мы зададим вопрос: кто является лидером? Руки поднимут уже меньшее число присутствующих, и совсем не потому, что лидеров в стране мало… Хотя их и правда мало. Не понятны критерии, нет уверенности. И это правильно! Лидерство не подкрепляется формальным статусом и записью в трудовой книжке. 

Важно то, что человека считают лидером другие. Это не его внутреннее качество, и не звание, а то впечатление, которое он производит на других. Это ключевой момент. Лидерство – это характеристика, которую признают другие!



Откуда могут взяться лидеры, если вся наша система образования не настроена на их подготовку и воспитание? 

Школы и университеты нацелены на тиражирование знаний, но никак не создание новых идей и прорывных решений. В классе лидеров нет. Все одинаково сидят и слушают руководителя – преподавателя. Оценивается процесс, но никто не ждет результата...


Что есть процесс? Посещаемость, своевременная сдача зачетов и экзаменов.
А что является результатом обучения? Защита проекта. Вернее, защита плана проекта, и, скорее всего, типового. Означает ли это его реализацию? Нет!

Получается, что нынешняя система образования не выходит на этап деятельности, в результате, выпускники не владеют навыками, а лишь неким набором знаний, не проверенным на практике, а также умениями повторить типовой алгоритм на понятной задаче. Ни о каких умениях речи не идет.

Какие методы используются в обучении? Написание рефератов (из интернета), заучивание скучных лекций, воспроизведение конспекта лекций на экзамене, чтение литературы, написанной несколько лет назад…

Как это способствует воспитанию лидеров? Никак! Разве что стимулирует борьбу с плагиатом, списыванием, имитацией бурной деятельности.

Студенты не нуждаются в подобной информации, не видят связи с реальностью, делают вид, что учатся, минимизируют собственные усилия. Преподаватели, в борьбе за рейтинги, делают вид, что учат, завышают оценки или дают возможность многократной пересдачи. Фактически, молчаливо поддерживают психологический контракт по имитации обучения обеими сторонами.Подобное обучение не несет никакой ценности, поэтому и оплачивается по минимуму, не устраивает работодателя, подвергается постоянной критике.

Если мы хотим воспитать лидеров, то нужно сделать все наоборот!

Нужно отказаться от пассивного тиражирования устаревающих знаний, от процессной модели обучения, направленной односторонне от преподавателя – к слушателю, перейти к решению проблем, сменить формат проведения занятий. Предлагается создать среду для воспитания лидеров!Что это означает?

  1. Перейти от взаимодействия «Родитель-Ребенок» -к модели «Взрослый-Взрослый»
  2. Вывести слушателей из зоны комфорта, т.к. невозможно что-то начать делать по-другому при неизменной модели поведения
  3. Ставить сложные задачи, для решения которых потребуется создание команд и проектная деятельность
  4. Дать возможность выбора способов коммуникации, решения задач, поиска ресурсов

Как можно этого добиться?

В существующей системе высшего образования, пожалуй, никак. Можно попробовать создать подобную модель в бизнес-образовании. Но для этого – бизнес-образование должно имитировать реальность. Действительно. Что такое бизнес-образование? Это бизнес (т.е. платное обучение), для бизнеса, о бизнесе и, возможно, от представителей бизнеса, т.е. бизнес-практиков, умеющих делать то, чему учат.

Принципы моделируемой среды должны быть максимально приближены к реальным условиям.

  1. Разделять ценности!
  2. Передать лидеру ответственность за результат обучения
  3. Делать то, чему учишь
  4. Создать среду развития лидеров
  5. Вывести из зоны комфорта
  6. Научить учиться
  7. Дать возможность выбора
  8. Стимулировать инициативу
  9. Организовать командную работу
  10. Оценивать результат, а не процесс

Принципы нашли отражение в популярных концепциях управления. Вернее, наоборот. Усложняющиеся бизнес-задачи требуют новых методов решения. Обобщение методов решения приводит к появлению актуальных концепций. А уже они – оперируют принципами.

Итак…

1.Разделять ценности!

Концепция Value Based Management – управление по ценностям. Основана на поиске баланса интересов различных участников в достижении общих целей. В нашем случае, бизнес-образование создает условия решения сложных задач, в которых нет места списыванию, имитации деятельности, пассивному восприятию.

2.Передать лидеру ответственность за результат обучения

Концепция Leadership – лидерство. Каждый сам отвечает за траекторию развития, конечный результат, готовность к изменениям. Задача среды развития лидеров – предоставить ресурсы, возможности поиска информации, помощь под запрос.

3.Делать то, чему учишь

Концепция Business Agility – адаптивность компании. В реальной ситуации связана с построением бизнес-моделей, поиском закономерностей, проектированием желаемых состояний. Фактически, образовательная структура так же должна быть гибкой, адаптивной, разрабатывать и реализовывать стратегии

4.Создать среду развития лидеров

Концепция Design Thinking – креативное мышление. Означает отсутствие «правильных» ответов, стимулирование инноваций, поиск идей.

5.Вывести из зоны комфорта

Концепция Assessment 360. Предполагает передачу оценки на уровень стейкхолдеров. Т.е. работодателей, коллег по обучению, преподавателя, членов проектных команд, независимым центрам оценки компетенций, заказчику. Для этого применимы рейтинги, переход от зачетов и экзаменов – к проектной деятельностью, решению реальных задач. Приветствуется переход к многомерному оцениванию, разнообразию шкал, методов.

6.Научить учиться

Концепция Knowledge Management – Управление знаниями. Формирует навык обучаться разными способами, у разных спикеров, тренеров, представителей бизнеса, власти. В основе обучения должны лежать принципы сбора, систематизации, системного структурирования информации, поиска закономерностей, обобщения, визуализации. При таком подходе задача поиска и обработки информации перекладывается на слушателя, а роль преподавателя – помочь ресурсами под запрос. Таким образом, мы получаем не пассивную систему обучения, а активную.

7.Дать возможность выбора

Концепция Agile – гибкость в методах решения задач. Означает приоритет клиента, результата перед процессом, регламентом, документацией. Нацелено на сотрудничество с заказчиком, стимулирует готовность к изменениям. Выбор методов решения становится прерогативной слушателя, а не преподавателя.

8.Стимулировать инициативу

Концепция Interactive – означает взаимодействие, вовлечение. С этой целью используются самые разные приемы – деловые игры, тренинги личностного роста, общение в социальных сетях, использование закрытых групп для размещения видео-уроков и консультаций, авто-тестов, совместного доступа к редактируемым файлам для проектной работы. Стимулированию инициативы способствует переход к проблемно и проектно-ориентированному обучению, «перевернутый» класс, предусматривающий очный интерактив и внеклассное освоение теорий и концепций, технологий и инструментов, выполнение индивидуальных заданий.

9.Организовать командную работу

Концепция Scrum Team – технология пошагового выполнения сложных задач, предусматривающая на каждом шаге (спринте) выполнение полного цикла проектного управления: инициацию, планирование, реализацию, завершение. В начале и по окончании каждого спринта происходит взаимодействие с заказчиком и обсуждение минимальных версий работающего продукта для последующей доработки. Применение Scrum-методов хорошо себя зарекомендовало в социальном предпринимательстве. Проекты такого рода не требуют глубокого знания предметной области, хорошо подходят для обучения.

10.Оценивать результат, а не процесс

Концепция Gamification – игрофикация. Добавление в учебный процесс признаков игры, соревновательности, азарта, вызова. Проведение различных конкурсов, открытых рейтингов, смена правил игры, дополнительные баллы, ресурсы, штрафы за нарушение правил и т.д. 

Это далеко не полный перечень различных методов и приемов. Но самое главное, что в условиях быстрых изменений стране нужны лидеры, способные внедрять прорывные проекты. И задача выращивания талантов становится все более актуальной не только для системы бизнес-образования, но и для начального, среднего и высшего. И это серьезная проблема, которую нужно быстро решать, т.к. она напрямую влияет на Будущее страны.   

Яндекс.Метрика