Назад к списку

Стратегии российских программ МВА в мире VUCA

Мир меняется, это бесспорно! 

Еще вчера мы не знали слов блокчейн и Big Data, не слышали про квантовые технологии, а искусственный интеллект представлялся в виде инопланетян или киборгов… 

Сегодня мы говорим о чат-ботах, нейросетях, дополненной реальности, виртуальных командах… 


Наступает эпоха VUCA!

  • VUCA – это аббревиатура: 
  • Volatility (нестабильность), 
  • Uncertainty (неопределенность), Complexity (сложность)
  • Ambiguity (неоднозначность). 

На смену относительной стабильности пришла непредсказуемость и непрогнозируемость. 

Как реагируют на эти изменения программы МВА? 


Успевают ли внести новые дисциплины, пригласить других преподавателей, выстроить логику и не потерять свое лицо и специализацию? 

А, может, сокращают срок обучения, заменяют длинные курсы короткими мастер-классами? 

Уходят от системности и реагируют на новые названия и концепты? 

Стратегия – это обоснованный выбор каждой программы МВА. 

Есть неизменные факторы – длительность обучения, набор требований к программам МВА по уровню преподавателей, спектру задач, критериям отбора слушателей и компетенциям выпускников… 

А дальше… 

Зависит от ситуации, рынка, специфики, ресурсов программы, ее концепта и уникальных преимуществ. 

Начнем с того, что в настоящее время мы имеем дело с разными образовательными моделями.

Типология образовательных моделей 

Образование 1.0. Преподаватель – ученик. Преподаватель – носитель уникальных знаний. Делится ими с учеником в формате лекции. Ученик – запоминает, фиксирует, преподаватель проверяет.Мы все знакомы с этой моделью со школы, и считаем ее устаревшей. Поскольку любую информацию можно найти в интернете, преподаватель теряет монополию на знания. И мы говорим о том, что есть другие модели, более современные. В фокусе – знание. ​

Образование 2.0. Наставник – член команды. Преподаватель делится не знанием, а технологиями решения проблемы. Проблема известная, решения могут меняться. Взаимодействие наставника и команды происходит в формате проекта. Наставник отвечает за образовательные результаты, менеджер проекта – за продукт. Образовательные результаты известны заранее, продукт моет меняться.Данная модель считается более прогрессивной, ее рекомендуют в школах и вузах. Новое знание может заключаться в способах решения типовых проблем, участники приобретают навыки работы в проекте. Несомненно, полезно, но появление прорывных идей маловероятно. Фокус – на навык. 

Образование 3.0. Команда проекта. Фокус на проблему. Есть некая проблема, решением которой является продукт. На момент старта проекта – существует высокая степень неопределенности. Заказчик или потребитель хотели бы получить решение проблемы, но в каком виде, не представляют. Преподаватель тоже не знает, каким должен быть результат. В силу опыта ведения подобных проектов либо экспертной позиции, преподаватель, как член команды, может модерировать работу команды, либо привлекать различные ресурсы для совместной работы в проекте. Модель характерна для исследовательских проектов. Способна создавать новое знание, модифицировать технологии работы в проекте. 

Образование 4.0. Инициатор – команда. Перевернутая модель, относительно преподавателя. Инициатором решения сложной, запутанной задачи является ученик, заказчик, общество. Фокус от преподавателя смещается в сторону инициатора. Который обращается к экспертам, преподавателям, бизнесу, науке, обществу. Команды динамичные. Фиксируется прогресс в решении проблемы. Возможны прорывные решения. Преподаватель находится не в роли носителя знаний, а в качестве участника проекта с неточными целями, непонятным временным графиком и неясными ресурсами. Риски, негарантированные решения, высокая степень изменчивости проекта. Фокус – развитие.


Первые две модели – скорее, отвечают за базовый концептуальный уровень, подходят для первоначального освоения профессии, понимания основ, взаимосвязи и логики. Могут реализовываться в формате визионерских лекций, изучения необходимых концепций. Предназначены для массовой подготовки схожих по функционалу специалистов, отвечают стартовому запросу на понимание и терминологию. 

А вот вторые две модели – навыковые. Развивают Soft-skills, умение работать в команде, решать нестандартные проблемы, создавать свои модели и инструменты. Необходимы для развития креативного мышления, лидерских качеств. 

Какие же стратегии выбирают программы МВА для адаптации к быстро меняющимся условиям?Скорее всего, выбирают комплексную стратегию, включающую все четыре модели. 

Каждая из которых нацелена на свой результат. Соотношение может быть разным.Фактически, мы получили формулу стратегий

Знание-Навык-Проблема-Развитие, т.е. «ЗНПР». 

Конечно, возможны вариации: ЗнпР или зНПР, и любые другие комбинации букв и моделей.


Стратегия программы МВА УрФУ 

Особенность программы МВА – открытость к новым направлениям и темам при устойчивой логике системного развития организации. В основе – бизнес-модель программы, ее концепт, опирающийся на этапы организационного на разных типах рынка. Типы рынков известны, и не меняются, а вот бизнес-модели – постоянно развиваются и пополняются. 

Наша программа – это Генеральный Конструктор Будущего

Таков слоган программы МВА Бизнес-школы УрФУ! 

Для компании – конструктор Будущего выглядит в виде элементов единой цельной системы, комбинируемый для каждой организации. 

А выпускник программы – это Генеральный конструктор, способный выбирать, комбинировать и проектировать эффективные бизнес-модели для своей компании.Важно не только проектировать, но и внедрять. 

Модель «Образование 1.0» в программе МВА УрФУ 

Казалось бы, теории, концепции, исследования… 

Но это крайне важно для общего понимания логики и философии бизнеса, формирования базы, которая остается неизменной, вне зависимости от появления новинок. Как математика, химия, законы физики, системного анализа, только в менеджменте, стратегиях, маркетинге… 

Наша программа отличается системностью и опорой на мою авторскую Динамическую Модель Изменений Корпоративных Стратегий – ДинаМИКС (c). Результат диссертации д.э.н. (2005). 

Суть – в жизненном цикле рынка, который последовательно проходит все этапы разных соотношений спроса и предложения. 

Принципиально отличаются 4 ситуации: спрос существенно больше предложения (монополия), немного больше (олигополия), меньше предложения (конкуренция), существенно меньше (монопсония). 

Это конечный перечень, которому соответствуют 4 разных стратегии и бизнес-модели! 

Универсальные для разных отраслей, масштабов, специализаций.Конечно, есть вариации: B2C, B2B, B2G… Можно добавлять рынки поставщиков и субподрядчиков, для которых будет действовать та же типология. Можно в качестве ресурса или рынка рассматривать цифровизацию, но типы рынков остаются неизменными! 

Кстати, образовательные модели тоже хорошо вписываются в ДинаМИКС! 

ДинаМИКС в сфере образования ​

  1. Образование 1.0 отлично работает в условиях высокого гарантированного спроса на программы школ и вузов, в соответствие с ФГОС. ​
  2. Образование 2.0 – олигополия, стандарты нового поколения с включением проектной деятельности, интерактива, он-лайн обучения. ​
  3. Образование 3.0 – конкуренция! Программы дополнительного образования – профпереподготовка, МВА, семинары и тренинги, он-лайн-курсы, семинары и тренинги. Конкуренция даже не между программами, а различными заменителями, претендующими на время и деньги слушателя. Разнообразие форматов, смешанные подходы. 
  4. Образование 4.0 – монопсония! Рынок «одного покупателя», кастомизация, индивидуальный подход. Корпоративное обучение, исследовательские проекты. 

В программе МВА УрФУ - 20 сессий и 18 модулей, которые выстроены в логике системного развития организации. 

Первый год – посвящен разработке и реализации стратегии. 

Внешняя среда, включая Форсайт-сессию и макроэкономические тренды. Анализ внутренней среды. Рыночная стратегия. Ресурсная стратегия Hosin Kanri. Продуктовый портфель и маркетинг. Брендинг и позиционирование компании. Менеджмент и управление бизнес-процессами. Бережливое производство и управление персоналом. Экономика и финансы. Управление изменениями и проекты. 

Второй год – новые направления и стартапы.Не важно, будут ли это новые продукты или непрофильный бизнес, другое место работы или другая сфера деятельности. Мы учим слушателей принципам, системе, моделям!В программе: лидерство и командообразование, анализ рынка и поиск идей. Стартап-сессия и дизайн-мышление. Бизнес-модель и бережливый стартап. Agile и Business Agility. Развитие клиента, продукта, компании. Финансовая модель. Бизнес-план. Риски. Инвестиции.

Программа опирается на 9 треков, сгруппированных в матрицу: ​

  • По горизонтали 3 субъекта: личность-бизнес-бизнес-сообщество. 
  • По вертикали – 3 этапа изменений: анализ-улучшение-развитие. 

Треки – это форматы: тренинги, деловые игры, семинары, проекты, практикумы, исследования, симуляторы, бизнес-визиты, межмодульные индивидуальные проекты, стратегические и проектные сессии, компьютерные симуляторы. 

Программа МВА – нацелена на развитие бизнеса. Важно, чтобы управленец имел высшее образование и управленческий стаж, занимался стратегией компании.Нехватку базового экономического образования можно компенсировать он-лайн программами ведущих вузов, которые включены в нашу МВА в разделе «курсы по выбору». Их количество не ограничено, должно быть не менее 2-х. 

Есть стартовая и итоговая он-лайн оценка компетенций по методике CAPTain в сотрудничестве с нашими партнерами ATG CNT (Австрия, Германия, Россия, Казахстан). Практикуем открытый динамический рейтинг, в котором учитываются все достижения слушателей. 

Модель «Образование 2.0» в программе МВА УрФУ 

Представлена в программе треками и разными форматами.В основе – семинары. Есть визионерские лекции. Приглашаем партнеров из Германии, Японии, российских гуру на различные мероприятия. Рекомендуем постоянно держать руку на пульсе и учиться постоянно, не только внутри программы. На семинары приглашаем преподавателей-практиков из Межрегиональной Ассоциации преподавателей МВА, ведущих российских и зарубежных специалистов, известных нам по совместной работе в Российской Ассоциации бизнес-образования (РАБО). 

С 2011 года программа МВА входит в ТОП-200 программ МВА, а Бизнес-школа УрФУ – в ТОП-1000 лучших бизнес-школ мира, по версии Eduniversal. 

Конечно, в программе есть тренинги личностного роста. Важно не только проектировать бизнес, но и внедрять изменения, поэтому рекомендуем руководителю, параллельно с обучением, развивать свою команду.А для этого - практикумы, сессии, которые рекомендуем проводить в своей компании при выполнении мини-проектов. Форсайт-сессия, Стратегическая, Проектная, Проблемная, Организационная, Маркетинговая, Стартап-сессия, Лидерская, Инвестиционная, Фасилитационная и др. 

Предлагаем множество деловых игр, которые мы разрабатываем сами либо приглашаем ведущих игропрактиков. Это: Командообразование, Философия бизнеса, Бизнес-клуб «O`Keys», «Экономикус» и развитие бизнеса, Проектный офис, Клуб лидеров, Я-инвестор, Маркетинг-микс и др. Постоянно пополняем и развиваем наш арсенал методов и возможностей. 

Модель «Образование 3.0» в программе МВА УрФУ 

Фокус на решение проблем в нашей программе реализуется по-разному.Практикуем бизнес-визиты на успешные предприятия. И это не просто знакомство с продукцией или глянцевая презентация компании. Встречаемся с топ-менеджментом, знакомимся с реальным кейсом компании. Слушатели пробуют себя в роли консультантов, вырабатывают методику решения кейса, предлагают свой вариант, получают обратную связь. Таким образом, развиваем компетентность в консультировании.

Предлагаем вовлекать сотрудников в выполнение мини-проектов между модулями. Таким образом, развиваем навыки коуча для своих сотрудников. 

Есть задания, требующие создания команд из слушателей программы, например, участие в международном симуляторе GMC или он-лайн Форсайт, совместная он-лайн разработка алгоритма маркетингового исследования. 

Есть разработка кейсов на основе своих компаний, а затем совместное решение. А также – практикуем вовлечение слушателей программы МВА в социальное предпринимательство, проекты МВА-Центра и Президентской программы подготовки управленческих кадров. 

Модель «Образование 4.0» в программе МВА УрФУ 

Как наша программа учитывает индивидуальные запросы? 

Все задания выполняем по материалам слушателей! Мини-проекты – решают задачи предприятия. Обсуждение проблем и задач проводится в виртуальном классе, где каждого слушателя консультируют преподаватели программы 24/7/365. Обсуждение открытое, поэтому есть возможность учиться не только у преподавателей, но и друг у друга. 

Традиционного руководителя дипломного проекта нет. Есть возможность, по инициативе слушателя, проконсультироваться у кого угодно. За свой проект – каждый несет персональную ответственность. Да, и что такое дипломный проект? Это презентация примерно на 120-140 слайдов в формате консалтингового отчета. Здесь нет текста, поэтому проблема с плагиатом отсутствует. 

Привлечение сотрудников к разработке и внедрению изменений – приветствуется! Таким образом, мы формируем компетентность эксперта. 

Программа МВА постоянно обновляется, наполняется новыми возможностями, инструментами, приемами и спикерами. Такая гибкость в рамках единой логики и устойчивого концепта позволяет адаптировать программу к любым запросам и миру VUCA. 

Кстати цифровые рынки тоже бывают 4-х типов, а это означает, что наш концепт готов к вызовам цифровой экономики! Тем более, что мое участие в Программе подготовки технологических лидеров – остров 1021 обогатило нашу МВА новыми спикерами и практикой. 

Рекомендую визионерские лекции Университета 2035. 

https://www.youtube.com/channel/UCPSHj4sdetPsDv3GWM_GGOg/videos?flow=grid&view=0&sort=dd

Сами постоянно учимся, в своей деятельности применяем все, чему учим, работаем в команде, взаимодействуем с партнерами, непрерывно развиваемся вместе с нашими слушателями!​ 

Делимся опытом! 

Хотим вывести российское образование в мировые лидеры!  

Яндекс.Метрика