Назад к списку

Прорыв в образовании с помощью общественной аккредитации? Почему бы нет! 

Мы часто сталкиваемся с самыми разными процедурами соответствия. Соответствия стандартам качества, государственным требованиям, регламентам заказчика и так далее…Вначале пишутся стандарты, требования, регламенты, а затем – разрабатываются процедуры оценки соответствия. Так было установлено много-много лет назад, но действует по сей день. Сложно усомниться в полезности процедур, в основе которых издавна лежала следующая идея. Поиск, анализ и обобщение лучших практик, фиксация базовых принципов, выработка критериев, добавление метрик, разработка процедур, проведение самооценки и установление несоответствий, их устранение и, собственно, очная экспертиза. 

Что мы получаем в результате? 

  • Степень соответствия некоей усредненной универсальной модели,
  • План устранения несоответствий и доведения до некоего стандарта,
  • Управление по отклонениям от созданного кем-то когда-то идеала 


На первый взгляд, все хорошо и правильно. А вдруг идеал уже не идеален? И мир изменился настолько, что следование стандартам убьет любую систему. А выживут – гибкие и быстро адаптирующиеся. Способные самостоятельно выстроить целевое состояние и достичь конкурентного преимущества? Стандарты хороши в стабильных условиях, при наличии массового спроса и гарантированной схожести результатов. А где собственные уникальные находки? А кто сказал, что стандарт неизменен? Мы точно уверены, что до сих пор обобщенные много лет назад практики до сих пор остаются лучшими? 

Отвлечемся от существующих до сих пор подходов и начнем рассуждать в современных реалиях и нынешней ситуации. 

Остановимся на примере оценки качества образования. Сейчас уже совершенно точно наличие площадей, библиотеки, компьютерных классов и доступа в интернет относится к гигиеническим факторам. Компьютеры есть, практически, у каждого студента. Доступ в интернет осуществляется через Wi-Fi с обычного телефона. Занятия могут проводиться удаленно, дистанционно, как и доступ к библиотеке или любым другим интернет-ресурсам.А уж в сфере бизнес-образования тем более! Занятия можно организовать в бизнес-центре, на территории заказчика, в конференц-зале – где угодно… То есть все инфраструктурные факторы – это не предмет оценки качества, а данность, которая должна быть. 

Предположим, что современные условия диктуют какие-то другие требования, с учетом новых технологий, проблем, потребностей. Что мы могли бы отнести к лучшим практикам бизнес-образования?Начнем с анализа потребностей заинтересованных сторон. 

Кто он, наш потребитель? Успешный бизнесмен, заинтересованный в развитии компании, руководитель, стремящийся повысить свою эффективность, специалист, нацеленный на карьерный рост?Допустим, бизнесмен, заинтересованный в обучении бизнесу. 

  • Он хочет комплексный, системный, практико-ориентированный обзор современных достижений в управлении и технологии решения проблем. 
  • Он нуждается в индивидуальном подходе, планирует консультироваться в ходе внедрения полученных знаний, навыков и инструментов в собственной компании. 
  • Он хочет связей и знакомств с успешными преподавателями-практиками, зарубежными партнерами, коллегами. 
  • Он мобилен и может получать информацию удаленно. 
  • Ему нужны – эффективное использование его времени и практическая польза. 

Важен ли для него диплом? Скорее, как принадлежность к определенной группе и бизнес-сообществу.  

Что это за программа и бизнес-школа, которые будут соответствовать его запросам? 

Представим себе их характеристики. 

  1. Сервис: удобное местоположение, наличие парковки, возможно, выездной формат модульных занятий с совмещением обучения и отдыха. 
  2. Программа: системная логика, комплексные инструменты, технологии решения проблем, сценарность, многовариантность, приоритетные направления, акценты 
  3. Преподаватели: социально-активные исследователи-практики с опытом консультационной деятельности в своей предметной области, владеющие современными образовательными техниками и инструментами развития групповой динамики, участники профессиональных сообществ 
  4. Форматы обучения – смешанные, проблемные и проектные техники, интерактив, ориентация на развитие стратегического мышления у руководителя, возможность изучения успешных практик в различных видах бизнеса, дистанционный доступ к информации. 
  5. График обучения – удобный, сессионный, в нерабочее время. 
  6. Группа – однородная, отобранная по определенным критериям, с примерно одинаковым уровнем мотивации 
  7. Менеджмент программы – быстрый сбор обратной связи и корректировка программы, с учетом изменений внешних условий, появления новых проблем и технологий, создание среды для совместной работы преподавателей, слушателей, партнеров 
  8. Бизнес-школа – гибкая, самостоятельная в принятии решений, самоокупаемая успешная структура, на собственном примере демонстрирующая применение методик, которым обучает. 

Ведь что такое бизнес-образование? Это образование про бизнес, для бизнеса, с помощью бизнеса, и само по себе, бизнес. 

Посмотрим на результат обучения. Это успешный, грамотный руководитель, владеющий как технологиями и инструментами hard-skills, так и навыками soft-skills. Hard-skills – так называемые, фиксированные навыки – умение решать практические задачи, знание принципов бухучета, финансового менеджмента, владение математическими методами и прочие. А soft-skills? Приобретенные, ситуативные навыки: бизнес-коммуникации, эмоциональный интеллект, лидерство, адаптивность, стрессоустойчивость.Как проверить уровень подготовленности выпускника? Неужели зачетами и экзаменами, защитой диплома? Что можно оценить в ходе защиты диплома? Владение технологиями обработки информации из интернета, выполнение относительно типовых задач по заданному алгоритму. При этом мы получаем дополнительные проблемы с плагиатом, требованиями к объему страниц, умению оформлять документацию. Что такое дипломный проект? Всего лишь план проекта, но не гарантия его внедрения. Всего лишь теоретико-методический отчет, но не навыки решения проблем… 

А что нужно в реальной жизни? Правильно. Умение придумать, реализовать, договориться, решить, сделать. Получается, что оценке подлежат совсем другие параметры! А что сейчас? Оценивается план проекта, бумага, отчет, но не деятельность и не личные качества. Оцениваются процессы и ресурсы, но не результаты. Документ подменяет деятельность. Умение красиво оформить вытесняет навык качественно сделать. Вот и пишутся километры отчетов, а оцениваются килограммы бумаги. Это относится и к технологиям сертификации, лицензирования, аккредитации, оценки степени зрелости, сдаче зачетов и экзаменов, защите дипломов и диссертаций, и многим другим, привычным нам процессам. 

Есть и положительные примеры сертификации, например, в сфере управления проектами: СОВНЕТ. Помимо тестов и задач, соискатель выполняет разные задания, демонстрируя навыки управления проектом. Сертификация тренеров, ассессмент сотрудников.Перенимая успешный опыт сертификации и перенося его в реалии университетов, нужно признать, что защита диплома, как и тестирование, и сдача зачетов – это оценка прошлого, оценка стараний, усилий в ходе процесса обучения, но никак не потенциала, способности к адаптации, скорости и гибкости принятия решений.В этом свете, и защита диссертаций не дает понимания востребованности исследований каким-либо субъектом, а всего лишь соответствие – требованиям к структуре, объему, количеству публикаций и прочим процедурным факторам. Вот и получаются в результате – по всем правилам оформленные исследования, доложенные на защите со всеми соблюдениями процедур, соответствующим требованиям ученых советов и ВАКа. А где потребитель результатов? Где его мнение? Разве что в актах с апробацией? А есть ли прецеденты оплаты исследований – потребителем? Гораздо реже, чем нам хотелось бы… Наука – ради науки, вещь в себе. 

Возвращаемся к программам бизнес-образования и аккредитации.Фактически, в нынешних условиях эталонными являются совсем другие критерии успеха и успешные практики. Это – гибкость компании, т.н. Business-Agility. Ее способность адаптироваться, меняться, создавать среду развития и управления изменениями.А как это оценить? Наверное, не фиксацией бизнес-процессов и структур, не многотомными учебными программами и жесткими формулировками, не фиксированным учебным планом и километровыми списками литературы никак не старше 5-и лет. Важны – слаженность работы в команде, скорость принятия решений, ориентация на потребности заказчика и современные принципы ведения бизнеса, способность генерировать новые знания.Кто является ключевым ресурсом? Кто создает реальную ценность для потребителей? Преподаватели! Насколько важны ученая степень и количество статей? Есть ли разница, штатный это преподаватель или совместитель? Скорее, важен практический опыт преподавателя, его успешность, умение делать то, о чем он рассказывает! 

Вот оно!!! Умение делать то, о чем он рассказывает! 

Перенося это утверждение на уровень бизнес-школы, можем предположить, что, обучая стратегиям, гибкости, адаптивности, бизнес-школа сама должна уметь делать то, чему учит. Сама должна демонстрировать стратегическую гибкость. Что это означает?У бизнес-школы должна быть стратегия, технологии управления изменениями. 

  1. Хорошее знание потенциальных слушателей и их потребностей 
  2. Миссия, выстроенная с учетом понимания требований ключевых стейкхолдеров и своих конкурентных преимуществ 
  3. Сбалансированная бизнес-модель 
  4. Стратегия развития и функциональные стратегии 
  5. Ключевые ресурсы 
  6. Ключевые партнеры 
  7. Система выстраивания отношений с клиентами и партнерами 
  8. Система формирования доходов и расходов 
  9. Окупаемость и свобода в принятии решений 
  10. Наличие лидера и команды 
  11. Проектный подход к реализации программ и так далее 

Что из этого следует, и как могла бы выглядеть процедура аккредитации в новых, быстро меняющихся условиях? 

Как проверить, что бизнес-школа умеет гибко реагировать, эффективно принимать решения? 

Есть аналоги и успешные практики. Командная работа проверяется в ходе соревнований, например, WorldSkills. Проектная практика и уровень зрелости компании – так же.Получается, что процедура аккредитации должна быть нацелена не на проверку процессов и ресурсов, а наоборот, прогноз потенциала и уровня адаптивности, обмен лучшими практиками, стимулирование развития и разработку стратегии, уникальность и конкурентоспособность.

Видится следующее решение и перспективы развития общественной аккредитации. 

  1. Подготовка отчета самооценки – для анализа сильных и слабых сторон, делается самостоятельно в ходе внутренней Проблемной и/или Аналитической сессии 
  2. Проведение отраслевой конференции о трендах, перспективах развития рынков, возможно, Форсайт-сессии, организовывается профессиональным сообществом, например, Российской Ассоциацией бизнес-образования (РАБО) 
  3. Организация выездной Стратегической сессии с привлечением Национального аккредитационного Совета делового образования (НАСДОБР), независимых экспертов, партнеров, преподавателей, слушателей, выпускников, других заинтересованных лиц. Оценка работы команд, адекватность разработки стратегии, аргументация, скорость, креатив и прочие soft-skills. 
  4. Проведение отраслевых соревнований управленческих команд бизнес-школ по типу Worldskills с разработкой учебных программ, сложных мероприятий, экспресс-исследований под заказ компаний, с привлечением экспертов WorldSkills, РАБО и НАСДОБР 
  5. Обмен лучшими практиками, например, на сайте www.e-xecutive.ru, в журнале «Бизнес-образование» 
  6. Выстраивание национального рейтинга, например, на основе портала www.mba.su 

При таком подходе возможна круговая оценка командной работы, обмен опытом, конкурс решений, выбор лучших практик потенциальным потребителем. Минимум документации, максимум интерактива и пользы для всех сторон. И, наконец-то стимулирование развития и реальная помощь бизнес-школам – технологиями, анализом рынка, новыми инструментами и технологиями управления. 

На мой взгляд, такой подход существенно отличается от существующих европейских и американских систем аккредитации. Пожалуй, он близок к EDUNIVERSAL. Но это как раз не аккредитация, а рейтинг Бизнес-школ и программ в самых разных номинациях. Принципиальное отличие в том, что сравнение идет не с какими-либо фиксированными критериями и некоей «идеальной» моделью, а относительно друг друга. При этом есть сегментирование по странам, специализации, рынкам.Переход к рейтингам – это более перспективный путь оценки, нежели аккредитации. Фиксация любых состояний и моделей, оценка процесса и ресурсов – сдерживают развитие, отсекают новаторов, нивелируют инновации и конкурентное преимущество. 

Пожалуй, у нас есть шанс создать национальную систему аккредитации! И, кто знает, возможно, именно она послужит поводом к изменению известных нам АМВА, EFMD, AACSB и прочих. Пора конкурировать на внешних рынках и доказывать свои преимущества в реальности, а не на бумаге! Пора с анализа и контроля перенести акцент на стратегию и развитие! С негативной оценки и брюзжания по поводу качества образования – на поддержку, помощь и веру в то, что при таком подходе оно, наконец-то, станет лучше!  

Яндекс.Метрика