Социальные сети

Назад к списку

Eduniversal-2016. Декабрьские тезисы из летней Австралии 

По результатам Конвенции Eduniversal-2016, хочу поделиться фактами и своими личными гипотезами и соображениями (выделила их курсивом). 

Об идее Международного рейтинга Eduniversal

Вот и завершилась 9-я Конвенция Eduniversal Международного рейтинга Бизнес-школ ТОП-1000 и ТОП-4000 мастерских программ и МВА. Ежегодно на встречу съезжаются представители лучших бизнес-школ и программ для награждения и обмена опытом. В этом году в Австралийский город Перт съехались представители 154 стран. Конвенция Eduniversal поделила мир на 9 географических зон, а программы – по специализациям. 

Каждый год Конвенции проводятся в разных странах: Франция (2008), Южная Африка (2009), Чехия (2010), Китай (2011), Перу (2012), Индия (2013), Турция (2014), США (2015). Учредители и организаторы Eduniversal – французы. Есть международный научный комитет с 9 независимыми членами Совета из разных стран. 


Предварительно, для каждой страны устанавливаются квоты, исходя из уровня развития системы образования в стране, количества жителей, доли валового внутреннего продукта на одного жителя, количества студентов. Таким образом, происходит выравнивание страновых различий, и обеспечиваются равные права для различных участников.Далее внутри каждой страны происходит деление Бизнес-школ по 5 уровням, которые определяются количеством пальмовых ветвей. Каждый уровень задается значимостью Бизнес-школы и ее известностью, наличием аккредитаций, количеством слушателей и студентов. Здесь же проводится анкетирование выпускников для более полного представления о качестве образования. 

В результате, Бизнес-школы выстраиваются по рейтингу: от региональной Бизнес-школы (1 пальмовая ветвь) – до школы мирового уровня (5 ветвей).И, в завершение, картину дополняет голосование деканов Бизнес-школ, которые оценивают лучшие практики, известность на международном рынке, значимость для развития образования в мире.Таким образом, формируется рейтинг ТОП-1000 Бизнес-школ. 

В этом году победителями стали три лучшие Бизнес-школы мира: 

1.Copenhagen Busines School (Denmark) 

2.INSEAD (France) 

3.Harvard Business School (USA)

 


На фоне самых разных аккредитаций, может показаться, что слишком мало оценены ресурсные факторы, а оценки выпускников и деканов субъективны. Но, на мой взгляд, Eduniversal – это один из самых справедливых рейтингов именно потому, что не оценивает ресурсы, не сравнивает количество выпускников и обороты Бизнес-школ – все они работают в разных условиях, и поэтому не сравнимы.Eduniversal опирается на оценку 360, т.е. клиентов (выпускников), профессиональных сообществ (аккредитации и наличие зарубежных партнеров), коллег мирового сообщества. 

А это как раз и есть всесторонняя оценка результата.Что касается программ, то они, мало того что разделены по специализациям, но и по уровню – мАстерские, магистерские, МВА. Программы ранжируются в своих уровнях и специализациях, поэтому результаты вполне сопоставимы и дают возможность участникам – найти себе партнеров и коллег по интересам. 




О Конвенции Eduniversal 2016 

В этом году конференция (или, как ее называют, конвенция) проходила в Австралии, в городе Перт. Организатор – крупнейший университет Curtin University. 

Сам город находится на юго-западном побережье океана, несколько вдалеке от столичных городов. Университет расположен на территории кампуса и отличается обилием цветов и растений, удобными аудиториями, разнообразием малых архитектурных форм и форматов, очень современной аппаратурой и оборудованием. Учатся в университете 53000 студентов и слушателей. 

Бизнес-школа университета – одна из крупнейших в Австралии, имеет международную аккредитацию AACSB. С 1980 г. предлагает широкий спектр многонациональных и мультикультурных программ бизнес-образования по всему тихоокеанскому региону. Стратегия – глобализации. Обмен слушателями и студентами осуществляется с 60 партнерами из 16 стран мира. Одним из конкурентных преимуществ является тесная связь с крупными промышленными игроками и прикладные исследования под запрос промышленников. Фокус в обучении – на практико-ориентированность, гибкие методы обучения для повышения инновационной активности, самомотивация и связи с выпускниками в разных странах. 


Глядя на новейшее оборудование и обилие разнообразных исследований, поневоле задумываешься и сравниваешь с отечественными вузами. Идея огромного университета с хорошей инфраструктурой, передовыми технологиями – внушает уважение. Кампус впечатляет продуманностью, автономностью. 

Получается, что мы только сейчас начинаем копировать эту модель, но с какой-то другой стороны. Мы не создаем крупные структуры с нуля или на базе единственного, лучшего, университета, а пытаемся сделать из небольших университетов – путем объединения – целое. А это целое – получается гораздо сложнее из-за разницы в оргкультуре, традициях, направлениях. Закрадывается мысль. А не проще ли было бы создать крупные федеральные университеты на базе одного наиболее подходящего вуза без всяких присоединений разнообразных и плохо прилегаемых друг к другу составляющих? В результате присоединения, получили из одного сильного и нескольких средних университетов – один , ниже среднего, за счет внутренних противоречий и непрекращающихся реорганизаций. А плюс к этому – иерархическую структуру, которой сложно управлять. Теряются специализации, сильные научные школы, специализированные структуры объединяются путем стирания специализаций и размывания специфики. 

То есть идея укрупнения и аккумулирования ресурсов, в целом, хорошая, и цель правильная – создание единого научно-ресурсного центра. Это видно на примере Иннополиса в Казани. Но пути достижения этой цели разные, а от этого и затраты не сравнимы, и сроки существенно различаются. Фактически, мы теряем время на преобразования, вместо движения вперед. 

Сильно отличается и статус Бизнес-школ в университетах. В то время, как европейские и азиатские бизнес-школы являются реальными драйверами изменений и точками роста инновационной активности, в России университеты мало опираются на дополнительное профессиональное образование (ДПО). Участие в международных рейтингах, отсутствие аккредитационных показателей по направлениям ДПО привели к тому, что приоритетным в вузе является высшее образование и научная деятельность, но не бизнес-образование. 


О программе 

Программа Конвенции Eduniversal-2016 была достаточно разнообразной. Формат проведения – панельные дискуссии с участием экспертов ведущих бизнес-школ. 

1.Инновации во взаимодействии с негосударственными провайдерами 

2.Изменения в международном образовании: маркетинг, подбор кадров 

3.Лучшие практики во взаимодействии университетов и негосударственных провайдеров 

4.Экспорт национального образования и региональные экономики 

5.Инновации образования Будущего: вызовы методам обучения, преподавателям, школам 

Кроме этого, состоялись мастер-классы и воркшопы: 

1.Глобальный рекрутинг: как работать в разных регионах? Удержание и привлечение лучших студентов 

2.Ключевые выводы из Национальной Международной стратегии в сфере образования на примере Австралии 

3.Проектирование инновационных программ МВА в свете вызовов глобализации и нестабильности 

4.Новые подходы в обучении HR 

5.Единая платформа для нетворкинга выпускников МВА 


Надо сказать, что формат панельных дискуссий гораздо интереснее отдельных докладов. 

Появились новые темы – взаимодействие с негосударственными провайдерами, борьба за лучших студентов, взаимодействие национальных и региональных образовательных политик, новые методы обучения и проектирование программ. 

Организация конференции и взаимодействие участников происходили на основе мобильного приложения Swapcard, что существенно упростило информирование, обмен контактами и ресурсами. 

Бросилось в глаза, что под бизнес-образованием зарубежные вузы понимают не только МВА и магистратуру, но и бакалавриат. Закралось подозрение, что, в отличие от российских реалий, степень государственного регулирования зарубежных вузов существенно ниже. И вузы, действительно, работают по всем программам в тесном контакте с заказчиком – то есть с бизнесом. Это дает им право относить даже академические программы к категории бизнес-образования. 

У нас так не получается. Программы бакалавриата и магистратуры резко отличаются от программ бизнес-образования, поэтому тяжело сравнивать. В понимании зарубежных коллег, университет является самым инновационным агрегатором в регионе, все программы и проекты которого нацелены на взаимодействие с бизнесом. Бизнес, как основной заказчик, решает свои проблемы с кадрами за счет университета, платит за обучение, исследования. От этого регион развивается, создаются новые рабочие места, направления, бизнесы. Растет налогооблагаемая база, из которой государство выделяет средства университетам. 

У нас вроде как все заинтересованные стороны те же, но последовательность процессов другая, от этого, наверное, и результаты разные. 


О содержании 

Что нового прозвучало в этом году на конференции? 

Спикеры отметили новые вызовы: 

1.Технологический прорыв – в платформах обучения (объединение и разнообразие), образовательных методиках 

2.Глобализация – обмен студентами, партнерство, международные аккредитации и рейтинги 

3.Новая парадигма цепочки ценности – трансформация бизнес-школ в институты управления, преобразование в центры государственной политики и предпринимательства, курсы – не фундаментальные, а прикладные в условиях нестабильной экономики, социальные проекты 


Также были отмечены различия. 

1.В целях обучения – развитие навыков: технических, коммуникативных, решения проблем, лидерства и командообразования, навык готовности к изменениям, активности в обучении, взаимодействия, самообразования, самооценки, критического мышления и креативности 

2.В ролях преподавателя: объяснение или презентация информации, выдача инструкции к заданиям, мониторинг обучения и выполнения заданий, метоичская поддержка процесса обучения, оценка слушателей, использование опросников, тестов, владение информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), практика «перевернутых» классов, создание дистанционных курсов, взаимодействие со слушателями, мобильная поддержка обучения, использование виртуальных сессий, управление групповой динамикой и «большими» аудиториями на основе ИКТ. 

3.В ролях слушателей: поиск, обработка и презентация информации, освоение учебных материалов, выполнение заданий и проектов, работа в командах с другими участниками, участие в очной работе, использование ИКТ-технологий, взаимопомощь, взаимная оценка, рефлексия, удаленное взаимодействие с участниками обучения, взаимодействие с преподавателем.


Практически, все говорили о результатах – то есть о том, каким должно быть образование. Но никто не говорил о технологиях достижения такого идеала и алгоритме перехода из одной точки – в другую. 

Такое впечатление, что была какая-то одна модель, а потом внезапно, откуда-то появилась новая – адаптированная к другим условиям. Наверное, этот эффект быстрого перехода и создает ощущение легкости внедрения и копирования какого-то конечного результата, но не процесса его достижения. 

На мой взгляд, здесь пропущены очень важные факторы. Система обучения сама по себе не изменится, преподаватели не станут в одночасье современными и грамотными в части новых технологий. Курсы волшебным образом не поменяются, даже если сократить аудиторные часы и начать читать лекции on-line. 

Попытка бессистемно скопировать современные идеи – «перевернутых классов», дистанционного обучения, индивидуальных траекторий и прочих – может привести к разрушению системы, в целом. На самом деле, перечисленные технологии являются следствием от переориентации на другого заказчика (бизнес), зависимости от его финансирования, внедрения проблемно-проектного курса (в отличие, от предметно-теоретического), освоения новых технологий с помощью современного оборудования. И здесь мне видится, гораздо более длинный путь, нежели сокращение очных часов, объединение нескольких групп в одну и т.д. 

Сам процесс предполагает – вначале создание условий для рыночного, а не ресурсного подхода. На основе государственной политики, затем – стратегии вуза. Далее – создание благоприятных условий для преподавателей – развития их научного, творческого, педагогического мышления. Обучение преподавателей. Разработка новых курсов, создание среды нетворкинга и обмена опытом. Тогда и будут достигнуты результаты – и перевернутый класс, и проекты, перерастающие в бизнес, и развитие лидерства, предпринимательства и прочих 


Резюме 


Отличное мероприятие Eduniversal! Место встреч и нетворкинга, обмена опытом и идеями, поиска партнеров и новых направлений. Важный повод – рейтинг и номинации, оценка качества и места Бизнес-школ среди мирового образовательного ландшафта. 

Замечательная традиция – перемещения по странам. Как еще уловить специфику, национальные особенности, если не увидеть все своими глазами? 

Хорошая возможность увидеть эффективную модель бизнес-образования, оценить разрыв в моделях, осознать разницу и стратегию перехода. Хотя… Вполне вероятно, что в России может быть создана или воссоздана и более эффективная образовательная система, с учетом национальной специфики, ресурсов и приоритетов. Мы уже убедились, что копирование может привести к обратному результату. 

Запоминающееся событие! Каждая Конвенция – это совмещения приятного с полезным, инновационного с практичным, интеллектуального – с эмоциональным. 


Спасибо команде Eduniversal!   

Яндекс.Метрика