Назад к списку

Потенциал развития МВА… У нас есть шансы стать законодателями моды!  


Существует разное отношение к российской программе МВА… 

  • Кто-то считает ее «слепком» устаревшей зарубежной программы и считает «вторым сортом» 
  • Кому-то кажется, что выпускники МВА – типичные теоретики, развалившие экономику 
  • Для кого-то – краткосрочное обучение актуальнее и практичнее, чем долгий период обучения… 
  • Кем-то придуманы мифы о не востребованности МВА и ее скорой кончине. 

И, наверняка, этот рынок сложных программ как-то урегулируется, и останутся лучшие! 

А какие они, лучшие? 








Попробуем представить себе тренды в развитии программы МВА
и заглянем в недалекое будущее… 

На Всемирном экономическом Форуме в Давосе были названы 10 ключевых компетенций, необходимые в 2020. 

  1. Комплексное многоуровневое решение проблем (Complex problem solving) – способность анализировать причины, а не работать со следствиями
  2. Критическое мышление (Critical thinking) – навык сомневаться и разбираться 
  3. Креативность в широком смысле (Creativity) – выход за рамки возможного 
  4. Умение управлять людьми (People management
  5. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others
  6. Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence) – способность понимать эмоции, намерения и мотивацию 
  7. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making
  8. Клиентоориентированность (Service orientation
  9. Умение вести переговоры (Negotiation
  10. Гибкость ума (Cognitive flexibility) – способность ума переключаться с одной мысли на другую 

Предлагается ли этот набор в существующей системе обучения в различных программах? 


Пожалуй, комплексному многоуровневому решению проблем – не учат. Ведь для этого нужна системность, бизнес-моделирование, логика. Но если в программе обучения нет системы, если она не опирается на бизнес-модель, не логична? Как она может этому научить? 

Критическому мышлению – да, учат семинары по Теории ограничения систем (ТОС) и Теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Но достаточно ли этого для внедрения? 

Креативность – это любимая тема конференций и фестивалей маркетологов, представителей ивент-индустрии. Руководители часто считают, что это не для них. 

Умение управлять людьми – это программы повышения квалификации по менеджменту и управлению персоналом. Предлагается классический административный подход – планирование, мотивация, организация, контроль, KPI, аттестация, нормирование и прочие. Есть задачи, для решения которых – это эффективно. Но появились и другие задачи! Которым данный подход только вредит.

Взаимодействие с людьми – переместилось в формат клубной деятельности, networking, популярный жанр edutainment – обучение плюс представление (мероприятие). 

Эмоциональный интеллект – прерогатива психологов и коучей, предлагающих различные сессии, игры, бизнес-туризм.

Формирование собственного мнения и принятие решений декларируется на тренингах личностного роста, при этом понимание подменяется уверенностью, отсутствие знаний – техникой переговоров. 

Клиентоориентированность плотно обосновалась в маркетинге, но не факт, что вышла на уровень стратегии, бизнес-процессов, ценностного основания. 

Умение вести переговоры часто сводится к бойцовским клубам и управленческим поединкам. Но учит ли такой подход принятию решений в реальном бизнесе? Аргументированным расчетам и сценарному планированию? Рискам и измеримым последствиям?

Гибкость ума развивают клубные игры типа «Мафии», «Монополии», викторины, «Что-Где-Когда» и прочие. 

Возможно ли это совместить в единой программе?

  • Очевидно, что она не может быть краткосрочной, если мы хотим получить объединение разных навыков и качественный рост.
  • Естественно, обучение потребует смены привычек и выхода из зоны комфорта. 
  • Скорее всего, содержание будет опираться не только на систему существующих решений, но и будет дополняться в ходе обучения новыми знаниями и технологиями, создаваемыми совместно преподавателями и слушателями. 

И здесь нас ожидает ряд парадоксов и противоречий: 

  • Групповая работа и/или индивидуальные траектории
  • Рецепты решений и/или поиск нового
  • Существующие подходы и/или неизвестные задачи 
  • Устаревающая информация и/или обилие новой, непроверенной 
  • Изучение материала и/или поиск границ применимости
  • Знания и навыки применения существующих подходов и/или умение придумать новые 
  • Система обучения и/или индивидуальный образовательный базис
  • Обучение руководителей и/или выращивание лидеров 

Фактически, мы имеем дело не с программой обучения, а средой развития индивидуальности.
Можно называть выпускников – талантами, лидерами, современными руководителями…
Но важно ведь не название, а реальность?
Готовы ли программы отвечать этим вызовам?
Что должно быть в программе, чтобы она была средой развития, а не просто траекторией движения?

Как раз у программ МВА есть все шансы для этого! 

  1. Программе нужны логика и система.
    В зависимости от разных типов бизнеса и ситуаций, возможны разные сценарии в построении системы. Выигрывают те программы, у которых есть идеолог, Генеральный конструктор программы, способный донести ее идею до каждого. Так, например, в основе нашей программы лежит Динамическая Модель Изменений Корпоративных Стратегий (ДинаМИКС © - результат докторской диссертации руководителя программы Л.Малышевой). 
  2. Программа должна развивать разные навыки слушателей – и hard-skills, и soft-skills.
    Для этого – нужно предусмотреть разные треки – от тренингов личностного роста и коучинг-сессий – до исследовательских и социальных проектов. В нашей программе – 9 треков, каждый из которых опирается на свой формат: семинары, тренинги, практикумы, игры, исследовательские проекты, сессии, бизнес-визиты, социальное предпринимательство, индивидуальные задания. 
  3. Программа должна содержать сложные задачи, для решения которых не достаточно существующих подходов и советов преподавателя.
    Получить результат возможно только при создании Scrum-команд, применении гибких подходов к управлению проектами и различных способов привлечения ресурсов. Здесь нужна и креативность, и техники переговоров, и лидерские качества.В программе МВА УрФУ ежегодно реализуются социальные и бизнес-проекты. 
  4. У программы должны быть партнеры и эксперты, она должна быть открытой – новым технологиям и темам.
    Если раньше программы опирались на собственных преподавателей, то в условиях изменений – при сохранении логики и системы программы, важна ее актуальность, участие выпускников, лидеров мнений, представителей различных сообществ. 
  5. Мы гордимся своими партнерами!
    Компания ATG CNT (Австрия, Германия, Казахстан, Россия) – лидер в оценке компетенций
    ФРИИ – разработчики квеста для стартапов
    CEEMAN – членами которой мы являемся
    Рейтинг Eduniversal, в котором мы занимаем место среди ТОР-1000 бизнес-школ мира и входим в ТОР-200 программ МВА
    Зарубежные партнеры-доноры стажировок: Япония, Германия, США, Китай, Индия, Франция и др.
    РАБО – Российская Ассоциация бизнес-образования, в которую мы входим
    Межрегиональная Ассоциация преподавателей МВА
    Компании наших выпускников и сами выпускники, представители власти и общественных организаций 
  6. У программы должен быть не только контроль процесса (посещаемость, личный прогресс), но и контроль результата – выполненных заданий, полезных инициатив.
    Для этого мы используем рейтинг. А оценку дает не только преподаватель, но и участники обучения, сторонние эксперты. Фактически, мы приближаемся к оценке 360. Открытость рейтинга добавляет соревновательности, геймифицирует процесс обучения. 
  7. В программе имеет смысл разделить зоны ответственности: за что отвечает преподаватель, а за что – участник.
    Нельзя научить, можно научиться.
     В нашей программе слушатель несет ответственность за свои результаты и дипломный проект, у него нет научного руководителя, но есть возможность получить обратную связь в ходе краш-тестов и питчей проекта от представителей бизнеса и экспертов. Поскольку дипломный проект представляет собой комплексный консалтингово-исследовательский проект и не содержит обзорных текстов, то проблема плагиата или списывания отсутствует. Диплом невозможно написать, его нужно сделать. 
  8. Программы должны быть технологичны.
    Здесь и умелое использование образовательных платформ, и разнообразие форматов, и сочетание очных и дистанционных форматов. Бытует мнение, что статусные программы должны размещаться на собственной образовательной платформе с личными кабинетами, записанными видеоуроками, тестами и прочими…
    Но выиграют гибкие и разнообразные! Платформы легко заменяются соцсетями, live-video соперничает с вебинарами, видеоуроки трансформируются в озвученные презентации! И получается, что капиталоемкие, сложные программы с качественными видео, продуманными тестами и прочими могут проиграть новичкам на рынке смешанного обучения, которые гибко, актуально и быстро будут предлагать облачные программные продукты, бесплатные сервисы и прочие заменители. Как это делаем мы. 
  9. Программы, опирающиеся на содержательный концепт, не зависят от преподавателей.
    Естественно, они привлекают звезд и различных гуру, экспертов и практиков. Но наличие логики позволяет четко обозначать границы дисциплин и форматов, диктовать необходимые требования преподавателям, а также – дополнять их активностями и другими форматами. 
  10. Не стоит пренебрегать лайт-форматами – визуализацией, мини-тренингами, фасилитацией, форсайт-сессиями, мозговыми штурмами и прочими – они хорошо дополняют и создают креативную среду.
    Имеет смысл развивать не только профессиональные качества, но и личностные. А здесь добавляются такие сферы – как спорт, здоровый образ жизни, социальная ответственность, осознанность и прочие. 
  11. Модная тема оценки компетенций и квалификаций.
    Несмотря на необходимость соответствовать квалификациям, в оценке компетенций имеет смысл обратиться даже не к фиксации существующего состояния, а оценивать потенциал.
    А дальше – подбирать подходящие направления деятельности, уникальные для каждого! 


Как создать среду? 

  • Организовать очное и он-лайн взаимодействие. Отдать предпочтение удобству и гибкости, а не капвложениям в платформы и съемку дорогостоящих видео. Активно использовать соцсети и облачные технологии, вебинары и конференции вместо ботов и тестов. Индивидуальный подход и личное участие сложно заменить. 
  • Содействовать развитию бизнес-сообщества, участвовать в проектной деятельности, развивать проблемное обсуждение, выйти за рамки программы, вовлечь выпускников, экспертов, партнеров 
  • Поощрять саморазвитие, предоставлять ссылки на различные ресурсы, способы повышения квалификации, вовлекать в исследовательскую деятельность, научить учиться 
  • Использовать самые разные форматы, не бояться пробовать новинки, обучать преподавателей вместе со слушателями, участников – вместе с их командами. 
  • Уделять внимание здоровью и осознанности, психологическим состояниям и способам управления ими
  • Ориентироваться на социальную ответственность и коммуникации, выводить из зоны комфорта и инициировать вызовы. 
  • Менять правила, максимально приближаясь к реальности.Не бояться экспериментировать! 

В конце концов, программы МВА тоже развиваются, и кто знает, какими они должны быть? 

И это не правда, что дистанционная программа победит очную, или технические дисциплины – лучше гуманитарных, а краткосрочное, но постоянное обучение заменит долгосрочную МВА. 

Все зависит от целей слушателей, от их мотивации, осознанности и готовности соучаствовать в развитии программы. 

Мы все переходим от обучения по результатам – к умению развиваться. 

От освоения знаний-навыков-умений – к развитию потенциала и способности учиться всю жизнь. 

Мы движемся от программ – к средам, к пространствам, к технологиям, к развитию… 

Яндекс.Метрика