Назад к списку

Марш-Бросок для бизнес-тренеров и не только... 


Жаль, что прошли те времена, когда россияне гордились лучшим в мире образованием! 

С тех пор появилось много претензий к качеству образования. Высшее образование не соответствует реалиям. Бизнес-образование слишком эмоционально и бессистемно. Корпоративные программы – не адаптированы под отрасль. Конференции – бессодержательны...






Мне кажется, что критика связана, в первую очередь, с неверным выбором программы. 

В образовательных кругах известен Цикл Колба, который на основе тестирования выявляет типы обучаемых. Это – мыслители, теоретики, активисты, практики. 

Каждый тип начинает обучаться по-разному. 

  • Так, теоретики выбирают программы, в которых в начале дается теория, затем – примеры и только потом практика. 
  • Практикам нужен другой тип программ, скорее, проблемно-ориентированный. Тогда образовательная программа собирает проблемы и ищет алгоритмы решения. 
  • Мыслители вначале хотят видеть полный концепт курса, т.е. системную модель, а затем уже теорию и практику. 
  • Ну, и наконец, активисты сначала легко займутся отработкой навыка, а уже в конце получат обратную связь, обзор технологий и теорию. 

Обычно традиционное обучение строится по принципу теория-практика-проект, а также концепт-теория-технология. Это давно известные методики высшего образования. Они не подходят для взрослых. Среди них много практиков и активистов.Для адаптации программы для конкретной целевой аудитории, нужно ее перепроектировать, сделать ре-инжиниринг курса.


Неверно полагать, что стоит перевести теорию в он-лайн, и получится «перевернутый класс» (flipped class), т.е. изучение теории дома, а выполнение практических заданий в классе. 

Неверно полагать, что добавление интерактивных методов в программу сделает ее прикладной и приблизит к реалиям. 

Неверно полагать, что типовые примеры и задания помогут выстроить алгоритм их применения напрактике. 

В бизнесе – уже давно известны методы ре-инжиниринга, которые применяются при переходе от ресурсной – к рыночной бизнес-модели. А для этого нужно вместо небольших корретировок - разработать курс с нуля. Мало того, не каждый преподаватель или бизнес-тренер сможет это сделать. Правило - уметь делать то, о чем рассказываешь. 

Ресурсный подход базируется на массовом спросе. Потребители получают типовой продукт. Например, программу высшего образования. Раз типовой, значит, подходит каждому. Поэтому типовой продукт априори избыточен. По программам высшего образования студенты обучаются 4-6 лет по типовой программе. Цель - устроиться на работу по окончании. В начале обучения студенты не имеют ни опыта, ни проблем, ни представления о реалиях. Поэтому и потребляют то, что дают: много теории, концепций, авось, пригодится. 

Характеристики ресурсного подхода

  • Устойчивый спрос (бюджетное финансирование, востребованность диплома государственного образца)
  • Упреждающее планирование ресурсов (ставки штатных преподавателей, аудиторный фонд и другие, подлежащие лицензированию и аккредитации)
  • Перечень специальностей с неизменными государственными стандартами 
  • Избыточная усредненная теория по специализациям, игровая практика, отсутствие конкретных задач
  • Защита дипломного проекта (типовой проект, защита плана проекта). 

А теперь посмотрим, как переориентироваться на другого потребителя. Практика и активиста, в соответствие с классификацией Колба. 

Характеристики рыночного курса. 

  • Проблемный (Problem-Oriented) – ориентированный на решение проблем конкретной целевой аудитории 
  • Проектно-ориентированный (Project-Oriented) – предлагающий в течение курса работать над проектом
  • Перевернутый (Flipped Learning) – выстроенный от технологий, а не теорий
  • Смешанный (Blended Learning) – совмещающий он-лайн и офф-лайн форматы
  • Обучающий действием (Learning-By-Doing) – дающий пошаговые алгоритмы решения проблем
  • Геймифицированный (Gamification) – содержащий элементы игр – рейтинги, баллы, статусы
  • С интерактивными методами (Interactive) – кейсами, сессиями, играми
  • Вытягивающими технологиями (Pull&Push) – передачей слушателю – инициативы взаимодействия с преподавателем 
  • Наставничеством, менторингом, консультированием
  • Ассессментом – оценкой слушателя участниками обучения

Для получения рыночного курса из ресурсного - не достаточно добавить обсуждение проблем, предложить курсовой проект, записать теоретические уроки и выложить на портале, добавить интерактивные методы – групповую работу, игры, обсуждение кейсов. 

Нужно сменить точку входа в курс. 

Провести его реинжиниринг!


Я предлагаю алгоритм ре-инжиниринга курса: 

1. Спроектировать бизнес-модель курса как образовательного стартапа:
1.1. Сегментировать потребителей
1.2. Выявить и ранжирование потребностей
1.3. Разработать цепочку ценности
1.4. Сравнение с конкурентами и поиск преимуществ
1.5. Построить бизнес-модель курса, включающую ключевые ресурсы, партнеров, способы взаимодействия с потребителем и выстраивания с ним отношений
1.6. Сформировать ценностное предложение и составить рекламную листовку
1.7. Тестировать предложение с участием потребителя, уточнить гипотезы 

2. Провести ре-инжиниринг контента
2.1. Собрать проблемы и выстроить причинно-следственную Карту проблемного поля (Problem-Oriented)
2.2. Построить Карты целей и результатов
2.3. Выбрать последовательности целей и результатов для выстраивания проблемно-ориентированного курса на основе алгоритма «обучения действием» (Learning-By-Doing)
2.4. Достроить дополнительные части, которые предшествуют или завершают цепочку "обучения действием"
2.5. Встроить проекты в курс (Project-Oriented)
2.6. Выбрать форматы обучения, составить матрицу «Технология решения проблемы/Формат» (Flipped Learning)
2.7. Разделить форматы на он-лайн и очных (Blended Learning)
2.8. Заменить очные форматы интерактивными методами (Interactive) – кейсами, сессиями, играми
2.9. Определить точки контроля результатов, сформировать системы оценки и прогресса, выбрать способы стимулирования (Gamification)
2.10. Определить пути взаимодействия с потребителем – в плане менторинга и наставничества
2.11. Протестировать предложения с участием потребителя, уточнить гипотезы 

3. Разработать алгоритм продвижения курса
3.1. Выбрать каналы продвижения
3.2. Составить план публикаций и взаимодействия
3.3. Протестировать предложения с участием потребителя, уточнить гипотезы 

Рыночно ориентированный курс представляет собой стартап в сфере образования для выхода на корпоративных заказчиков, руководителей или специалистов. 

Процесс ре-инжиниринга разбит на 3 последовательных стадии. Первая связана с анализом рынка и корректировкой рыночного предложения. Вторая – с преобразованием контента. Эта часть важна, т.к. формирует ценность для потребителя. Третья – маркетинговая. 

В соответствие с технологиями запуска стартапов, смысл стадий в следующем: 

  1. Инкубатор 
  2. Катализатор 
  3. Акселератор 

Но и это еще не все! Перепроектирование курса – это планирование и проверка минимально допустимых продуктов. Реализация - вот краеугольный камень.Преподаватель, бизнес-тренер непостижимым образом должен стать клиент-ориентированным, готовым быстро адаптировать курс под разные целевые аудитории. Он должен быть в курсе новинок, обладать практическим опытом, уметь обобщать, давать обратную связь, рефлексировать. 

Поэтому нужен не просто ре-инжиниринг курса, а еще и Марш-Бросок для преподавателей и тренеров, в ходе которого преподавателей обучают интерактивным приемам, технологиям ре-инжиниринга и запуска стартапа на неизвестную целевую аудиторию.Нужна комплексная переподготовка тренеров и преподавателей, результатом которой будет интересный, проведенный со слушателями курс.



Яндекс.Метрика